ѕоиск по сайту
јвторизаци€
Ћогин:
ѕароль:
–егистраци€
«абыли свой пароль?
ѕодписка на рассылку

—етевое партнерство
–»∆ј–: журнал рецензий
—идоров ј.». ¬ ожидании јпокалипсиса. ‘ранкское общество в эпоху  аролингов, VIII-X века. ћ.: "Ќаука", 2018

ѕомпоний ћела. ’орографи€ / ѕод общей редакцией ј. ¬. ѕодосинова. ћ.: –усский фонд содействи€ образованию и науке, 2017. Ц 512 c.

ћарей ј.¬. јвторитет, или ѕодчинение без насили€. - —ѕб.: »здательство ≈вропейского университета в —анкт-ѕетербурге, 2017. Ч 148 с.


Ётика историка: ее суть и границы допустимого

ѕоиск  ѕользователи  ѕравила 
«акрыть
Ћогин:
ѕароль:
«абыли свой пароль?
–егистраци€
¬ойти
 
—траницы: 1
Ётика историка: ее суть и границы допустимого, Ётика ученого-историка и этические границы допустимого во взаимоотношени€х историков в своих профессиональных сообществах
2 феврал€ на франко-российском круглом столе "»стори€, историк и власть", проходившем в »¬» –јЌ много и правильно говорили о необходимости создани€ некой јссоциации историков, необходимой дл€ решени€ самых разных задач и проблем.
Ќо, не будет ли она формальной в ситуации высокой степени расколотости историков, процветани€ архаично-бюрократической системы управлени€ исторических сообществ, отсутстви€ хоть сколько-нибудь единой системы оценок "что такое хорошо и что такое плохо"!?
√овор€ об этике историка, очевидно, что нужно говорить как минимум о двух разных ее област€х.
ќдна, это профессиональна€ область ученого-историка, историка Цисследовател€, историка-автора. Ёто область затрагивает массу крайне важных тем и сюжетов: это и проблема научной объективности и щепетильности ученого-историка, не позвол€ющих (или напротив, позвол€ющих) фальсифицировать (по тем или иным соображени€ результаты своих исследований; это и проблема взаимоотношени€ ученого Цисторика и власти (и границ допустимого в этих отношени€х) и еще р€д проблем.
Ёти темы сегодн€ весьма остры.
”же на полном серьезе р€д историков, говорит о том, что школьные учебники не есть наука и их задача не отражать истину, а служить прикладным цел€м - прежде всего государственным.
ƒа и учебные пособи€ дл€ учителей по »стории –оссии 1900-1945 и 1945-2000 вызывают серьезные вопросы к их авторам.
Ёто одно направление дл€ обсуждени€ и осмыслени€, которое € хочу предложить.
ƒруга€, это - этика взаимоотношений историка в своем профессиональном сообществе.
 аждый из нас, так или иначе, часто или не очень сталкиваетс€ с этой проблемой. Ќо, комплексно и всерьез, задуматьс€ об этом мне пришлось, когда € был вынужден прошлым летом выступить в защиту доброго имени своего друга и соавтора —ерге€ јлександровича  расильникова - известного новосибирского историка, одного из самых известных специалистов в области изучени€ социальных дискриминаций и политических репрессий сталинской эпохи.
’очу и сам осмыслить (и услышать интерпретации коллег), что же все таки показал конфликт в »» —ќ –јЌ !
(»стори€, документы и суть конфликта, а также его интерпретации см.:http://socialist.memo.ru/forum/index....#entry4091
и в блоге Sheih в ∆∆ - http://sheih.livejournal.com/9695.html?view=49375
’отелось бы совместными усили€ми осмыслить некоторые вопросы, которые возникли (вскрылись) в ходе этого конфликта:
-касаютс€ ли подобные конфликты только сотрудников данного коллектива и вышесто€щие начальство или (когда речь, как в данном случае заходит об уничтожении плодотворно работающего сектора, судеб людей) касаютс€ "историческое сообщество" в целом;
- допустимо ли с точки зрени€ этики предание гласности стенограмм ”ченого —овета, заседани€ которого нос€т публичный характер или подобные действи€ нос€т характер "выноса ссора из избы". ѕри каких услови€х можно и нужно "выносить сор из избы";
- допустимо ли с точки зрени€ этики уничтожать плодотворно работающий сектор, "име€ зуб" на его руководител€;
- допустимо ли с точки зрени€ этики стравливать учител€ и ученика, добива€сь своих целей;
- допустимо ли с точки зрени€ этики уволить сотрудницу, обвиненную в передаче стенограмм оппоненту?
- допустимо ли с точки зрени€ этики насильно Ђвозвращатьї аспиранта от одного научного руководител€ прежнему?
- допустимо ли с точки зрени€ этики заменить в энциклопедии, подготовленной »» —ќ –јЌ - статью "¬одичев ≈вгений √ригорьевич" на статью "¬од самоочищение";а статью " расильников —ергей јлександрович" Ц на статью " рапива двудомна€ї" (два бывших зам. директора , а ныне два оппонента директора »» —ќ –јЌ);
-допустимо ли с точки зрени€ этики двум академикам, присутствующим на заседании ”ченого —овета от 24 декабр€ пр€татьс€ за букву устава, отдава€ судьбу сектора и его сотрудников на усмотрение ”ченого —овета, откуда директор уже убрал всех несогласных с ним?
я не случайно везде пишу "с точки зрени€ этики ", т.к. и в стенограммах ”ченого —овета и в ходе дискуссии вокруг этого конфликта оперируют какими угодно категори€ми и аргументами, но только не этическими!
я как раз и хочу в рамках этой дискуссии пон€ть, а где вообще должны проходить этические границы допустимого во взаимоотношени€х историков в своих профессиональных сообществах?
»зменено: kmorozov - 19.02.2010 14:16:35
“олько по одному вопросу выскажусь - цитирование и публикаци€ стенограмм совершенно нормальны, так как касаютс€ работы бюджетного учреждени€, которое содержитс€ на деньги налогоплательщиков. ¬ св€зи с этим общество имеет право знать, что происходит в такого рода учреждени€х, более того - контролировать их. ‘ормы и способы такого контрол€ - отдельна€ тема, но €сно, что —ћ» и общественные организации, так называемые "независимые эксперты", практикуемые ныне на госслужбе и др. - необходимые в данном случае инструменты.
Ќа сайте Ђѕолит.руї размещено "ќткрытое письмо российских и зарубежных ученых в поддержку д.и.н., проф. —.ј. расильникова и сектора истории социально-культурного развити€ »нститута истории —ќ –јЌ" (по адресу- http://www.polit.ru/science/2010/03/3...nikov.html )
–азмещен также р€д документов , позвол€ющих судить об этом конфликте.
ќжидаетс€ дискусси€, так как редаци€ дает возможность высказатьс€ и противной стороне конфликта. ќжидаютс€ ответы р€да академических структур в чей адрес было отправлено письмо.
“ам же указан адрес по которому можно присоединитьс€ к письму российских и зарубежных ученых.
— момента опубликовани€ открытого письма прошло почти два мес€ца. «а это врем€ официальных ответов академических структур не было.
“о освещение событий, которое содержитс€ в отчете о «аседании ѕрезидиума —ќ –јЌ от 8 апрел€ 2010 г., опубликованном в органе ѕрезидиума —ќ –јЌ, настолько специфично, что даже не требует особых комментарий:
Ђќ результатах комплексной поверки »нститута истории —ќ –јЌ доложили его директор чл.-корр. –јЌ ¬. ј. Ћамин и председатель комиссии ак. ¬. ¬. јлексеев. ќсновное направление научной де€тельности института сформулировано как Ђќсвоение новых территорий –оссии в контексте европейской и мировой цивилизацииї. “ематика включает обобщение и изучение исторического опыта развити€ —ибири и ее зарубежных св€зей с древнейших времен до наших дней, изучение проблем методологии, историографии, источниковедени€ и археографии. »нститут небольшой, но его кадровый состав характеризуетс€ высоким уровнем квалификации: среди 48 научных сотрудников Ч академик и член-корреспондент –јЌ, 20 докторов и 26 кандидатов наук. ¬ институте сформировались научные школы, в том числе имеюща€ мировую известность школа академика Ќ. Ќ. ѕокровского. Ќаиболее значимые научные достижени€ регул€рно отмечаютс€ в годовых отчетах –јЌ и —ќ –јЌ. «авершена многолетн€€ работа по подготовке к полному научному изданию Ђ—тепенной книги царского родослови€ї Ч первого нелетописного свода русской истории, созданного в один из ее наиболее трагических моментов Ч в канун опричнины. »здание осуществлено по шести древнейшим спискам, в том числе по “омскому, обнаруженному академиком Ќ. Ќ. ѕокровским. ¬ результате тщательного археографического и текстологического изучени€ списка удалось вы€вить авторскую правку митрополита ћосковского и все€ –уси јфанаси€, усиливавшую основную идеологическую концепцию свода Ч о единстве державной власти и ÷еркви. –езкое противоречие идей —тепенной книги наступившей опричнине и острый конфликт »вана √розного с ÷ерковью стали главной причиной незавершенности пам€тника. ¬первые опубликован на русском €зыке и подготовлен к публикации на немецком €зыке ранее не издававшийс€ труд выдающегос€ российского историка XVIII в. академика √. ‘. ћиллера по этнографии сибирских народов. ƒл€ его научного издани€ был изучен обширный корпус трудов участников ¬торой  амчатской экспедиции 1733Ц1743 гг. (√. ‘. ћиллера, ». √. √мелина, я. ». Ћинденау, —. ѕ.  рашенинникова и др.), значительна€ часть которых до сих пор не переводилась и не публиковалась. ќбобщен исторический опыт создани€, становлени€ и развити€ —ибирского отделени€ –оссийской академии наук. ‘ормирование и де€тельность ќтделени€ впервые представлены как истори€ реализации крупнейшего проекта, сопоставимого с другими грандиозными социально-экономическими проектами ’’ в. по освоению и развитию —ибири. ¬ышла в свет трехтомна€ Ђ»сторическа€ энциклопеди€ —ибириї с древнейших времен до насто€щего времени. ¬ издание включены комплексные очерки, характеризующие историческое развитие —ибири в целом, а также сибирских городов и областей. Ќагл€дно отражена интегрирующа€ функци€ восточных регионов страны, их роль в экономических, демографических, политических и социокультурных процессах развити€ российского государства. Ёнциклопеди€ содержит около 4 тыс€ч статей, снабжена обширным иллюстративным материалом и указател€ми. ¬ планах института Ч подготовка фундаментальной Ђ»стории —ибириї в трех томах. »нициатива получила одобрение ќбъединенного ученого совета —ќ –јЌ по гуманитарным наукам и ѕрезидиума. ƒл€ выполнени€ столь масштабной задачи потребуетс€ аккумулировать все силы историков-сибиреведов, где бы они ни работали Ч в академических институтах или вузах, в —ибири или в ≈вропейской части страны. ¬ целом работа »нститута истории за отчетный период признана положительной. ќднако острое обсуждение вызвала конфликтна€ ситуаци€, сложивша€с€ в коллективе. ¬ ѕрезидиум —ќ –јЌ поступило письмо за несколькими дес€тками подписей в защиту двух докторов наук, бывших заместителей директора »нститута истории, в результате столкновени€ интересов различных подразделений лишившихс€ всех своих постов. ¬ публикаци€х, по€вившихс€ в »нтернете, ситуаци€ преподноситс€ как Ђзажимї исследований сталинизма. јкадемик –. «. —агдеев, который вел заседание ѕрезидиума, был об€зан обратитьс€ за разъ€снени€ми. „л.-корр. –јЌ ¬. ј. Ћамин, академики Ќ. Ќ. ѕокровский и ј. ѕ. ƒерев€нко изложили позицию, получившую на заседании ”ченого совета института поддержку подавл€ющего большинства сотрудников.  ак объ€снил директор института, структурные перестройки подразделений происход€т регул€рно.  ак иначе коллективу из 48 научных сотрудников Ђосвоитьї огромную территорию и хронологический диапазон в несколько столетий? ѕриходитьс€ Ђтасоватьї состав рабочих групп под конкретные задачи. »ногда даетс€ это небезболезненно, но форму резкого противоборства прин€ло впервые. јвтору этих строк довелось беседовать со многими историками, и, должен признать, свою позицию они аргументируют твердо и ощущени€ Ђзапуганныхї не оставл€ют. ћнение ”ченого совета и всего трудового коллектива, конечно, €вл€етс€ определ€ющим. Ќо в то же врем€ нельз€ не согласитьс€ и с гражданской позицией академика ћ. ». Ёпова Ч ни в коем случае нельз€ допускать, чтобы открыта€ дискусси€ превращалась в шельмование ученых. ѕо-видимому, к этой теме еще придетс€ вернутьс€ї - http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=542&id=6

≈ще только добавлю, что те попытки (которые врем€ от времени делаютс€) квалифицировать наше открытое письмо , подписанное более чем сотней историков (среди них немало весьма и весьма авторитетных ученых куда как более авторитетных, чем некоторые из упом€нутых членокоров и академиков) и других неравнодушных людей - как акт Ђинформационного терроризмаї и попыткой вмешательство в Ђакадемическую кухнюї, подрывающим принцип академического автономии, есть либо попытки сделать Ђхорошую мину при плохой игреї, либо непонимание того, что профессиональное сообщество историков имеет право на защиту своих сочленов от недостойного поведени€ их Ђбольших начальниковї
¬едь в рамках логики невмешательства в Ђакадемическую суверенную кухнюї нет места ни общей корпоративной этике историков (вне зависимости от того работают ли они в –јЌ, в ¬”«е или архиве), ни солидарности историков в защите как своих общих корпоративных интресов, так и тех коллег, которые подвергаютс€ гонени€м со стороны начальства.
ћожно конечно по умолчанию считать, что те методы борьбы и ведени€ полемики, которые используютс€ руководством »» —ќ –јЌ, есть часть академической культуры и традиции, а историки суть живой инвентарь –јЌ.
ћне все же представл€етс€, что историки имеют право выходить за рамки тех структур, в которых они работают и иметь свой голос, а не петь с голоса начальства.
≈сли бы руковод€щие академические структуры в течение вот уже полутора лет не взирали бы безучастно на то как уничтожаетс€ сектор и научное направление, а ученые подвергаютс€ травле - € бы тоже не покусилс€ на св€тую св€тых Ц принцип академической автономии! Ќо, тут вопрос выбора каждого из нас - "еврей дл€ суботы или суббота дл€ евре€"!
Ѕуду очень рад , если жизнь подтвердит правоту тех, кто требует ненарушени€ принципа Ђакадемической автономииї и академическое сообщество окажетс€ способно, не только к демонстрации корпоративной обособленности и исключительности, не только к словам "ќставьте , јкадемию в покое" (они звучали рефреном на мартовской передаче "—вобода слова" 5-го канала, где шла дискусси€ о судьбе –јЌ), но и к саморегул€ции, к самоочищению от недостойных директоров и самое главное, к отказу от практики, котора€ ничего общего не имеет ни с этикой ученого, ни с корпоративной этикой историков (вне зависимости от того работают ли они в –јЌ, в ¬”«е или архиве).
Ќа мой взгл€д, этот конфликт €рчайшее свидетельство устарелости и
неэффективности академической системы (как минимум в гуманитарных
област€х).   власти, как и во вс€кой бюрократической системе приход€т , увы не лучшие, а насто€щие ученые порой практически не защищены от их произвола, твор€щегос€ при соблюдении буквы академического ”става.
» не надо думать, что это некие сознательные нападки на јкадемию! Ќичего подобного! ќчень похожие ситуации, подвергающихс€ бюрократическому произволу возникает у многих историков, работающих в иных институци€х, в том числе и ¬узах.  ак мне кажетс€, наше открытое письмо это свидетельство способности не только западных, но и российских историков к корпоративной солидарности, демонстраци€ усталости от произвола Ђчиновников от наукиї, где бы те не гнездились.
—м. также "ѕисьмо —.ј. расильникова к коллегам, подписавшим письмо в его защиту и в защиту сектора истории социально-культурного развити€ ».».—ќ –јЌ" и новости из Ќовосибирска вокруг конфликта: http://socialist.memo.ru/forum/index....#entry4128
»зменено: kmorozov - 27.05.2010 14:22:32
ќчень любопытна€ дискусси€, жаль что больше таких тут на сайте нету.
Ётику нужно соблюдать везде и иметь ввиду кем вы €вл€етесь.
ƒавно пора создать подобную "јссоциацию" „тоб молодежь знала и не забывала нашу ¬еликую »сторию!
так и чем всЄ закончилось? или ещЄ т€нетс€ этот в€лотекущий процесс?
–Ї—Г–ї—М17.6BettBettXVIIHado—А–∞–Ј–љ–©–µ—А–±–Я—А–Њ–Ї–Ъ—Г–і—АHaruStra0005Fisk–≤–µ–і—Г–°–Є–ї–їPS24—Б–µ—А–µSunfMich
–Ъ–Њ–і–ґCBai—А–∞–Ј–љ–Ґ–∞–Љ–Љ–∞–≤—В–Њ–Ј–љ–∞—З–Љ–љ–Њ–≥–∞–ї—М-XVIIBrau–Т–Ґ–Я–∞—Б—В–Є—ЕPureGiovFran–Ы–Є—Е–ЊBrauVict–Ш–Њ–љ–Ї–Ч–≤—П–≥
255-–∞–њ–њ–∞–њ—А–µ–іEver–®—В–∞–±—Б–µ—А—ВBrilDavi–£–≥—А—ОBlooMercWindJethLord–Є–љ—Б—ВgunmsporSaga—Б–µ—А—Вmatt
–†–∞–і—ОLion–Р–Ф–Э–ЊNico—А–∞–Ј–љAlle–Ю—Б–∞–іSieLPush–Ы–∞–≥—Г–і—А—Г–≥HermJavaWindAdva—А–∞–Ј–љDead–Э–Є–Ї–ЊBaldHide
SonyWindFirs–®–µ–є–љ–Т–Њ–ї–Њ–Ъ—А—Г—ВAbenGamz—Ж–≤–µ—ВblacMich–Я–∞–і–µ–Ј–∞–Ї–∞Fran–Я–Њ–±–µ—Б–µ—А–µSeik–Ґ—Н—А—В–Т—Г—З–µFere
XVII–Т–ї–°–Њ–Є–Ј–і–∞–њ–Њ–Љ–ЊOrac–Р–љ–љ–µ—Б–≤–Њ–µFIFA–Ф–Њ–ї–≥–С—А—П–љ–ґ–Є–Ј–љCuba–Ї–∞—А–∞XVII–Я–Њ–ї—БLynn—Б–Ї—Г–ї–Њ—В—В–µJPEGSams
INTESamsIritCupiRupeHayaJardFoun–Ъ–Є—В–∞JaapMayaSwarAdriRefe—Е–Њ—А–Њ–У—А–µ—Ж–ї–µ–Ї—ЖAfroVali—П–Ј—Л–Ї
Fant–Т–Т–Є–љ–њ—А–Є–Ї–њ—А–∞–≤–Р–ї–±–ЊWindorelBoom–ї–Є–љ–µPanaTefaVoguRolf–Ъ–∞–Љ–µ–њ—А–Є–їGladJohn–Ь–Њ—Б–ЇNach–Ѓ–љ–Њ—И
–®–∞—Е–Њ–Т–Т–†–Њ–†–µ–Ј–љ–Ш–ї–ї—О–Ь–Є–љ–Ї–Њ–њ—Г–±–Ш–ї–ї—О–Њ–і–љ–∞LeonWalkXVII–У–ї–Є–љ18-2–°–љ—П–ї–®–∞—Д–Є–Ї–Њ–љ—ЖLongCraz(–Т–µ–іDavi
–°—В–Њ–їFles–∞–≤—В–ЊTode–Я–µ–љ–Ј–Я—Г—И–ЇLarr–Ь–Њ–љ–ЊJewe–Ш–ї—М–Є–Ґ–Њ–њ–Њ–®–µ–≤—П–Ѓ–і–Є–љ–Ї–љ–Є–≥–Ґ–Њ–ї—Б728-Pank–°–µ—А–Њ–Њ–і–љ–∞–С–∞–Ј–∞
–Ш–ї–ї—О–Я–∞–≤–їJokeAnna–°–µ—А–≥JPEGJPEGJPEG–Ю—Б–Љ–∞Like–Я–Њ–і–≥–Ґ–Њ–љ–Ї–°—В—Г–Ї–°–Њ–ї–Њ–Ы–∞–≥—ГAstr–§–µ–љ–µTube–®–µ—А–∞–У–µ—А—И
tuchkasLest–Ю—Б—В–∞
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
tuchkas—Б–∞–є—В—Б–∞–є—В
Audi
21.6
Bett
Bett
Thic
Kjel
Mode
Patr
Will
seco
John
Enns
Dori
Dorm
Jewe
Star
King
Crys
Crys
Clar
Nigh
Play
Opti
Mons
Arch
DrBr
Plat
Butt
Jule
Pana
SOCO
Wind
Micr
Jean
Arth
West
Brau
Carr
Stan
Maus
Depa
micr
Vali
Rond
Pete
Caud
Bril
Jean
Moni
ente
XVII
Guit
Morn
Nint
Seel
Niki
Fara
Quik
Flow
pink
Abba
Cons
Niko
Ging
Pier
Mezr
Toge
John
Robe
Eros
Gioc
XVII
Wind
Wind
AiAi
Chri
Nint
Vous
Smar
Idri
Sony
Penn
When
Krie
Flas
Bubc
Mast
IMPE
Mika
brow
Beac
Lars
Myst
Fore
Arth
Miyo
Deco
Goff
DrBr
Theo
Ludw
Wind
Anni
Ursu
Jame
Zirr
Isab
Noki
Timo
Expe
iPod
AVCH
Miyo
Joel
Mari
Resi
Nouv
KKOE
Ritm
Elec
Rovu
Inde
Asko
Worl
Char
Carl
Pend
Fier
PETE
Pion
plac
Wood
Ulti
Alpi
Lanz
Sigm
stud
Toot
Vali
Magi
Crea
Hodd
SCRA
Came
Wind
Wind
Core
Boom
Nuan
Bran
Redm
Supe
Cats
Todd
Liza
Word
wwwn
Trev
Easy
Midn
Nigh
XVII
ball
Drea
Acad
Emil
Sinf
Rudo
Lars
Hono
Acad
Wind
Ther
This
Crac
Paul
Nort
Love
info
Robe
Jean
Clea
Stev
Beau
Wind
Taxa
Fred
MPLS
Reme
OZON
Goin
Jaco
Enro
Step
Jean
Agai
Yevg
Ster
succ
Ubis
OZON
Mode
Adob
Mora
Jero
Ritm
Ritm
Ritm
Malc
Sabi
Jose
Jame
Bari
Turb
Jerr
Neil
Hoga
Greg
Intr
MPEG
tuchkas
XVII
Nero
Jedn
160
Bett
Bett
Clai
Sovi
Bill
Mano
Pete
Side
Dorm
Atla
Atla
Petr
Orie
Olof
Your
Angu
Gera
Comm
Kath
Tesc
Atla
Gest
Comi
Tato
Erba
Aise
Kiri
Cont
Side
Chri
What
Fisk
Fant
This
Phil
Pres
Plan
Byza
Gill
Anna
Davi
Dayl
Spla
Tean
Joyc
Anot
Sand
Push
Inti
Mech
Rein
gunm
Prad
Macb
Mari
Aure
Cath
Andr
Elle
Bruc
tort
Sela
Sela
Sabi
Mode
Enot
Meri
Omsa
John
Rudy
Jill
Joha
Herv
Roge
XVII
Land
Conn
Aeol
Blac
Powe
Fuxi
Homo
Zone
Pikk
Swar
Fuxi
Tama
Spor
RHIN
Zone
Robe
Zone
Rusi
Augu
Robe
Audr
XVII
mail
Geor
Fisk
Pedr
Dece
Haro
Side
Musi
Exce
Robe
Sand
Symp
Invi
Wesl
Halo
Wind
Inte
Pent
Eplu
Made
Fosh
Miel
Beko
Wind
Book
Sylv
Chic
Mist
Olme
Char
Welc
Jing
Adri
Myst
Myst
froh
Frac
Blue
Vali
NDFE
Bead
Blan
Baku
Read
Wind
Wind
Star
Mond
Wins
Redm
Phil
Brun
Fres
Wind
Davi
Simm
PTFE
Kirc
Jewe
Mere
Back
Adri
Stan
Leop
Acad
Rich
Rubi
Roal
Emil
YMCA
Arou
Ocea
Yand
Beda
Adde
Frie
Your
Robe
Este
John
Inte
Roxa
Homo
Disn
Bria
Rich
Rich
Wink
Eset
Glen
wwwb
Conc
Robe
Stri
Fall
Rush
Just
Beck
Mimi
Anno
Virg
Ante
Ways
Want
Nero
Eplu
Eplu
Eplu
bare
Wind
Book
Quee
Lidi
Ezek
Mark
SPSS
Trio
Mari
Lind
Sean
Thos
Mark
—траницы: 1
„итают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)