Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica)Добавить рецензию | Мои рецензии![]() Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica)Историки много говорят и пишут о переменах в понимании исторического исследования как отличительной особенности современного этапа развития исторической науки. Проблема исторической памяти выходит в этих дискуссиях на первый план. Это не случайность, а скорее реакция на основополагающие проблемы внутри современного общества. Повальное увлечение исследованиями памяти отвечает возросшему вниманию к субъективной стороне познания. Такой интерес сопряжен с почти всеобщим ощущением конца определенной культурной традиции, заставляющим задуматься о традиции и прерывности в истории. По мнению выдающегося немецкого египтолога Яна Ассмана, тема памяти все больше превращается в «новую парадигму науки о культуре». Книга Ассмана (немецкое издание вышло в 1992 году) рассматривает взаимосвязь трех предметов: (1) памяти как культурной практики обращения к пошлому, (2) политического воображения, созидающего политические идентичности, и (3) культурной преемственности, разворачивающейся в виде культурных традиций. Под упомянутыми в заглавии «высокими культурами древности», помимо Египта, имеются в виду Междуречье, хетты, древний Израиль и древняя Греция. Формулировке вопроса автор дает следующие разъяснения. Каждая культура действует как инструмент установления связи. Для описания этой функции Ассман прибегает к неологизму «коннективная структура». Культурная связь осуществляется сразу «в двух измерениях» – социальном и временном. Диктуя ценности и правила, культура объединяет людей как «мир смысла», упорядоченное пространство социального действия. Древние тексты именуют этот аспект культуры словом «справедливость». Но она связывает также вчера и сегодня, включает опыт прошлого в совершающееся настоящее. Эта сторона культуры лежит в основе мифических и исторических повествований. Два связующих действия автор определяет как «нормативный» и «нарративный» аспекты «коннективной структуры». Переосмысленное прошлое и организованное настоящее вместе составляют содержание всех политических идентичностей. Основной принцип всякой «коннективной структуры» – повторение. Оно гарантирует, что траектории деятельности не потеряются в расходящейся бесконечности, а будут подчиняться узнаваемым образцам и опознаваться как элементы общей культуры. Если повторение вообще – нормальный принцип социальной коммуникации, то в том, что и как повторяется, Ассман находит разницу. Он приписывает памяти своеобразие культурного факта. Структура памяти, по мнению автора, предопределяет динамику культурного процесса как упрочения или перемены в «коннективной структуре». Общий культурный механизм памяти, лежащий в основе общественной практики, открывает для исследователя возможность оправданного сопоставления и типологического рассмотрения разных культур и разных обществ. Первая часть книги представляет собой развернутое теоретическое введение. Ее первая глава суммирует накопленный опыт изучения памяти в культуре, в частности содержит ценный очерк творчества Мориса Хальбвакса. Две следующие посвящены соответственно общим проблемам истории письменной культуры и соотношения культурных идентичностей и политического воображения. Четыре главы второй, исследовательской части представляют: храмовое зодчество древнего Египта; кодификацию культурной памяти в виде священных текстов древнего Израиля; хеттские законы как пример связи «нормативного» и «нарративного»; провокативный характер культурной памяти в греческом мире. Свой исследовательский подход к проблеме культурного динамизма и культурной преемственности в наиболее общем виде Ассман определяет через противопоставление двум другим. Первый подход, с которым спорит автор, восходит к XVIII веку и приведен К. Ясперсом к афористической формуле «осевого времени». Он образует традиционную историю культуры, которая понимается как череда определяющих открытий в духовной сфере. Другой подход, представленный эллинистом Э. Хэвлоком, антропологом Дж. Гуди, группой социальных теоретиков во главе с Н. Луманом, объясняет культурные метаморфозы в качестве более или менее закономерных следствий технических изменений в средствах коммуникации, например, появления письма и книгопечатания. Считая оба названных подхода односторонними, Ассман указывает на желательность соединения истории письма и истории духа в рамках одного исследования. На его взгляд, история культурной памяти, взятая в терминах складывания традиции, обращения к прошлому, письменной культуры и складывания идентичностей, дает такой шанс. Автор: © Игорь Дубровский Тип: Рецензия |