Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica)

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Англия Италия Москва варяги Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина геноцид славяне учебник история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы аннотация социализм Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I археология античность Прибалтика геральдика Декабристы социология агиография имагология Реформация социальная история Российская империя Возрождение национализм колониализм Витгенштейн Куликовская битва гражданская война Французский ежегодник христианство антропология микроистория историческое знание политическая история историческое познание исторический источник историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания XX век
Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica)

Ассман Я. Культурная память: Письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности /Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica)

Историки много говорят и пишут о переменах в понимании исторического исследования как отличительной особенности современного этапа развития исторической науки. Проблема исторической памяти выходит в этих дискуссиях на первый план. Это не случайность, а скорее реакция на основополагающие проблемы внутри современного общества. Повальное увлечение исследованиями памяти отвечает возросшему вниманию к субъективной стороне познания.

Такой интерес сопряжен с почти всеобщим ощущением конца определенной культурной традиции, заставляющим задуматься о традиции и прерывности в истории. По мнению выдающегося немецкого египтолога Яна Ассмана, тема памяти все больше превращается в «новую парадигму науки о культуре».

Книга Ассмана (немецкое издание вышло в 1992 году) рассматривает взаимосвязь трех предметов: (1) памяти как культурной практики обращения к пошлому, (2) политического воображения, созидающего политические идентичности, и (3) культурной преемственности, разворачивающейся в виде культурных традиций. Под упомянутыми в заглавии «высокими культурами древности», помимо Египта, имеются в виду Междуречье, хетты, древний Израиль и древняя Греция.

Формулировке вопроса автор дает следующие разъяснения. Каждая культура действует как инструмент установления связи. Для описания этой функции Ассман прибегает к неологизму «коннективная структура». Культурная связь осуществляется сразу «в двух измерениях» – социальном и временном. Диктуя ценности и правила, культура объединяет людей как «мир смысла», упорядоченное пространство социального действия. Древние тексты именуют этот аспект культуры словом «справедливость». Но она связывает также вчера и сегодня, включает опыт прошлого в совершающееся настоящее. Эта сторона культуры лежит в основе мифических и исторических повествований. Два связующих действия автор определяет как «нормативный» и «нарративный» аспекты «коннективной структуры». Переосмысленное прошлое и организованное настоящее вместе составляют содержание всех политических идентичностей.

Основной принцип всякой «коннективной структуры» – повторение. Оно гарантирует, что траектории деятельности не потеряются в расходящейся бесконечности, а будут подчиняться узнаваемым образцам и опознаваться как элементы общей культуры. Если повторение вообще – нормальный принцип социальной коммуникации, то в том, что и как повторяется, Ассман находит разницу. Он приписывает памяти своеобразие культурного факта. Структура памяти, по мнению автора, предопределяет динамику культурного процесса как упрочения или перемены в «коннективной структуре». Общий культурный механизм памяти, лежащий в основе общественной практики, открывает для исследователя возможность оправданного сопоставления и типологического рассмотрения разных культур и разных обществ.

Первая часть книги представляет собой развернутое теоретическое введение. Ее первая глава суммирует накопленный опыт изучения памяти в культуре, в частности содержит ценный очерк творчества Мориса Хальбвакса. Две следующие посвящены соответственно общим проблемам истории письменной культуры и соотношения культурных идентичностей и политического воображения. Четыре главы второй, исследовательской части представляют: храмовое зодчество древнего Египта; кодификацию культурной памяти в виде священных текстов древнего Израиля; хеттские законы как пример связи «нормативного» и «нарративного»; провокативный характер культурной памяти в греческом мире.

Свой исследовательский подход к проблеме культурного динамизма и культурной преемственности в наиболее общем виде Ассман определяет через противопоставление двум другим. Первый подход, с которым спорит автор, восходит к XVIII веку и приведен К. Ясперсом к афористической формуле «осевого времени». Он образует традиционную историю культуры, которая понимается как череда определяющих открытий в духовной сфере. Другой подход, представленный эллинистом Э. Хэвлоком, антропологом Дж. Гуди, группой социальных теоретиков во главе с Н. Луманом, объясняет культурные метаморфозы в качестве более или менее закономерных следствий технических изменений в средствах коммуникации, например, появления письма и книгопечатания. Считая оба названных подхода односторонними, Ассман указывает на желательность соединения истории письма и истории духа в рамках одного исследования. На его взгляд, история культурной памяти, взятая в терминах складывания традиции, обращения к прошлому, письменной культуры и складывания идентичностей, дает такой шанс.


Автор:  © Игорь Дубровский
Тип:  Рецензия

Возврат к списку