Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Великая ирония онлайн фильм в высоком качестве

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Гордон А.В. Великая французская революция в советской историографии. М.: Наука, 2009. — 377 с.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Англия Италия Москва варяги Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина геноцид славяне учебник история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы аннотация социализм Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I археология античность Прибалтика геральдика Декабристы социология агиография имагология Реформация социальная история Российская империя Возрождение национализм колониализм Витгенштейн Куликовская битва гражданская война Французский ежегодник христианство антропология микроистория историческое знание политическая история историческое познание исторический источник историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания XX век
Гордон А.В. Великая французская революция в советской историографии. М.: Наука, 2009. — 377 с.

Гордон А.В. Великая французская революция в советской историографии. М.: Наука, 2009. — 377 с.

Бриколаж по-советски: размышления о книге А.В. Гордона

Появление монографии А.В. Гордона через два десятка лет после завершения советского периода отечественной истории на первый взгляд вписывается в хорошо известную логику: “большое видится на расстоянии”. Однако уже в самом начале автор предупреждает читателя, что его книга “не является историографическим исследованием в привычном понимании” (с. 6). 

Напомним, что в России самой распространенной разновидностью историографического исследования является историография избранной для изучения темы, которая ориентирует преимущественно на очерчивание нового проблемного поля, предстает атрибутивным признаком научности текста и позволяет, выполнив свой “историографический долг”, воспринимаемый нередко как обременительная формальность, перейти наконец к почтенному авторскому нарративу. Наряду с такой проблемной историографией широко распространен жанр историографических портретов/биографий ученых, а также исследование научных школ/направлений. 

Историография может быть также инструментом познания тенденций развития исторической науки в конкретном хронотопе. Более того, историограф, разрабатывающий свою тему, размышляя о состоянии всего историографического поля, способен многое прояснить и в состоянии социума. Сегодня, в условиях радикальных изменений, происходящих во всех сферах жизни и науки, ситуация “перелома, междумирья” определяет далеко не все. Исключительное значение для обретения проблемной историографией науковедческого статуса приобретают индивидуальные стратегии ученых, их способность к саморефлексии, вплетаемая в ткань повествования. Последнее обстоятельство может изменять и структуру проблемного исследования, и даже его жанр. В такой историографии историограф вписывает себя в контекст исторической науки и размышляет, как на него повлияла та или иная историческая парадигма и почему он выбрал определенную тему или проблему для исследования. 

Содержательность подобной попытки во многом зависит от умения исследователя, породнившегося с предметом своего рассмотрения, в то же время сохранять по отношению к нему рефлексивную дистанцию. В нашем случае автор, для которого избранная для исследования тема — прожектор, освещающий все историографическое поле, одновременно работает как историк-всеобщник и науковед-отечественник. В этом варианте история конкретной проблематики превращается в историю советской исторической науки, в самопознание феномена советской историографии. Рецензируемая книга убедительно раскрывает эвристический потенциал подобного подхода. Отдавая должное традиционной историографии и отмечая необходимость совершенствования науковедческих изысканий, А.В. Гордон, исследуя историографический процесс в нашей стране на материале Французской революции конца XVIII в., стремится понять природу советского исторического познания. Если в более ранней книге о советской историографии Французской революции до Второй мировой войны автор, уделяя главное внимание институциональной/идеологической ангажированности исторической науки, выявляет ее инструментальную роль в деле строительства нового общества и воспитания нового человека1, то основной объект рецензируемой книги — советская историография Французской революции как культурное производство. 

Другими словами, речь идет о попытке осмыслить историографическое производство как культурный опыт. Совокупность разнообразных историографических и поведенческих текстов, характеризующих советских историков, предстает перед нами в первую очередь как ценный источник по реконструкции культурно-исторического контекста развития советской историографии. При этом автор исходит из того, что “канонизированность советской историографии и советской культуры в целом <…> сближает ее с феноменом государственной религии” (с. 8). Советская историография являлась важнейшей частью идеологической системы советской власти. Как никогда в условиях советского эксперимента оказалась востребованной для легитимации партийно-государственной политики идеологема Власти-Революции (с. 25, 175). Однако, подчеркивает автор, раскрытие ангажированности советской науки невозможно без “выявления субъектности анализируемого явления, превращения анализа в культурный диалог” (с. 13). 

Таковы лишь некоторые исходные методологические установки исследователя, во многом определяющие оригинальность его замысла. По существу, в книге представлен опыт синтеза социальной и культурологической концепций истории науки. Взятая в антропологическом ракурсе, советская историография Французской революции предстает перед нами как драма людей и идей. Гордон показывает, как эволюция вместе со всем обществом отечественной культурной традиции, включая историографическую составляющую, преломляется через судьбы советских историков, как изменения в “пространстве Власти” сказываются на их жизни и творчестве, как складываются их отношения с зарубежными коллегами и оппонентами. Перед читателем предстают в живой конкретности личной и творческой судьбы известные советские и зарубежные историки: Я.М. Захер, А.З. Манфред, Б.Ф. Поршнев, В.Г. Ревуненков, Р. Кобб, А. Матьез, А. Собуль и другие.

 Мы узнаем о соединении, сплавленности в их творчестве личностного и научного, завороженности социальными преобразованиями и критическим осмыслением последних. Понимаем трагичность судеб некоторых из них (“гулаговский опыт” Я.М. Захера и В.М. Далина) и верность революционным идеалам, сохраняемую вопреки всему. Являясь одним из членов небольшого сообщества исследователей Французской революции, А.В. Гордон показывает “кухню” научной академической жизни, в том числе перипетии личных отношений. При этом автор использует переписку историков, устные воспоминания, а также собственные наблюдения. К примеру, характеризуя отношения с советскими коллегами Р. Кобба, он не только анализирует изменение позиций выдающегося английского историка, но и пытается понять, почему советские коллеги восприняли ряд его новых идей — сомнения в априорной революционности народных масс, стремление за понятиями “народ”, “класс”, “санкюлоты” разглядеть отдельных людей и выявить индивидуальные человеческие судьбы — как огульное отрицание революционной традиции. 

В качестве осложняющих адекватное восприятие такой эволюции факторов А.В. Гордон обращает внимание на исторический контекст — обострение идеологической напряженности во второй половине 1960-х гг., а также на утрату Р. Коббом личных контактов с советскими коллегами. Смерть Я.М. Захера, друга и постоянного корреспондента, оказалась для Кобба невосполнимой потерей. “Он не нашел замену среди коллег в СССР, и это стало серьезным фактором творческого разобщения, которое превратилось в идеологическую конфронтацию с советской стороны” (с. 252—253). Личные симпатии, готовность понимать и воспринимать имеют большое значение в научном общении. Например, из бесед с А.В. Адо, который много общался с Коббом в Париже, у Гордона сложился “образ одинокого чудака, делящего время между архивной работой и поглощением спиртного” (с. 352). 

 Для самого Гордона характерно толерантное отношение к своим героям, акцентирование их человеческих и профессиональных достоинств. Взаимодействие науки и жизни, когда наука, вырабатывающая и систематизирующая знания об исторической реальности, сталкивается с действительностью, показано на страницах книги в содержательной (нередко травматической) конкретности. “Надолго или навсегда исчезли в Гулаге” ряд видных историков революции. Неквалифицированное вмешательство блюстителей идеологического контроля уродовало книги и статьи, “научная общественность” методично осуждала проявления исследовательской индивидуальности. Все вместе калечило судьбы людей и предопределяло стагнацию науки. У отдельных ученых и научного сообщества в целом вырабатываются внутренние преграды, интуитивная партийность, привычка к подгонке под ответ результатов исследования, противоречащая самой сути исследовательской работы (с. 118). 

 Размышляя о процессах экзистенциального постижения феномена Французской революции в Советском Союзе сквозь призму сложнейших связей внутреннего (ученый) и внешнего (социум), Гордон обнаруживает в истории советской науки следы бриколажа. Бриколажный тип мышления, по ЛевиСтроссу, всегда имеет мифопоэтическую природу. При этом, “подобно бриколажу в техническом плане, мифологическая рефлексия может достигать в плане интеллектуальном блестящих и непредвиденных результатов”. Ж. Деррида, расширяя понятие бриколажа, связал его с общей природой дискурса: “…если назвать бриколажем необходимость заимствования своих понятий в тексте более или менее связного или, наоборот, разрушенного наследия, то придется сказать, что любой дискурс — бриколер…”2 Слово “бриколаж” встречается в книге только один раз (с. 368). Тем не менее это понятие позволяет понять в историческом познании советского периода нашей истории ряд особенностей, которые, не снижая значения авторской “исследовательской установки на раскрытие научной полноценности советской историографии” (с. 12), обнаруживают парадоксальную близость обыденного и научного мышления. В сложном многоплановом исследовании Гордона это проявляется, в частности, в процессе осмысления связей российской культурно-исторической традиции и советской историографии, в динамике советского исторического познания, а также в выявлении вклада советской историографии Французской революции в мировую науку. 

 Представляется, что в монографии фактор культурной, интеллектуальной традиции занимает наконец подобающее ему место. Гордон подчеркивает, что “изучение Французской революции в Советском Союзе имело первоосновой исключительно богатую многообразную и крайне противоречивую духовную традицию <…> идеи и лозунги, события и персонажи Французской революции становились частью национального исторического опыта” (с. 19— 20). Процесс интериоризации исторического опыта революции, включения его во внутренний план российского исторического сознания был неразрывно связан с осознанием российским обществом своих корней, выработкой представлений о будущем и собственном месте в цивилизации Нового времени, в становлении которой роль революции XVIII в. трудно переоценить. Необходимость общественного переустройства, сознательно инициированного исторического движения, а также культуртрегерская роль государства и интеллигенции в процессе этого движения являлись, как показывает автор на обширном конкретном материале, несущими конструкциями этой культурной традиции. 

При этом в российской культурной практике последних двух веков чрезвычайно акцентированы были пафос пропаганды знания и переустройства жизни на основе этого знания: речь идет о российской рецепции идей Просвещения и позитивизма. Иначе говоря, российские и советские историки, как и политики, отдавали себе отчет в том, что они искали в истории Франции, и потому находили в историческом материале подтверждение своим ожиданиям. Осмысление квазирелигиозных черт советской историографии в русле историко-культурного подхода позволяет лучше понять не только разрывы, но и преемственность в едином пространстве дореволюционного и советского историографического опыта. Например, в советскую культуру благополучно перекочевали вера в преобразовательные возможности Власти (особенно воплощавшей волю всей нации), надежда на возможности государства и образовательную миссию интеллигенции, представление о мессианской избранности страны. 

 Советская историография, по Гордону, не только генетически связана с отечественной культуртрегерской традицией, но и сохраняет ее (в переосмысленном и трансформированном виде) до конца своего существования. Важнейшим содержательным компонентом такой трансформации является утверждение в советской исторической науке уникальной профессиональной субкультуры, для характеристики которой автор вводит концепт “культура партийности”. В советский период формируются и сменяются поколения историков, для которых нормы политической борьбы переносятся на нормы научной этики, точнее, они совпадают. 

Это происходит потому, что государственная идеология является одновременно научной методологией. Речь идет не только о вере, но и об определенной конвенции — есть единственно правильный подход, нормативное аксиологическое единство в рамках марксистской методологии, никаких альтернативных ходов в принципе быть не может. Это обстоятельство содержательно определяло культуру партийности, которая объясняет не только канон и цитатничество, но и агрессивную конфликтность “пролетарской” советской науки, ее борьбу с историографией “буржуазной”. Марксистско-ленинский тезис классовой борьбы способствовал формированию мышления, связанного с образом врага, становясь своего рода ценностной ориентацией. Но это не только мировоззренческий момент.

Концепт культуры партийности включает и правила, пронизывающие научную повседневность, задающие стратегии поведения и коммуникации. Культура партийности требовала подчинения и соподчинения, сверки научных подходов и решений с линией партии. Опубликованные в последнее десятилетие источники свидетельствуют о широкой практике обращения ученых к власти за единственно правильным решением, причем такую стратегию использовали и представители новой генерации историков — “красные профессора”, и представители старой школы. Это было неизбежно в условиях, когда “знание отождествлялось правящей партией с самой властью, и Власть (особого типа) подразумевала Знание (особого вида)” (с. 119). Такое отождествление во многом определяло динамику развития советской историографии. Выделенные в книге этапы историографии Французской революции — 1920-е гг., 1930—1950-е, от середины 1950-х до конца 1980-х гг. — не просто дань историографической традиции, но и свидетельство того, что эволюция “пространства Власти” в Советском Союзе оказывается “руководящим принципом периодизации” науки (с. 15—17). Эту зависимость автор прослеживает на протяжении всего советского времени, профессионально и убедительно анализируя концепции и ситуации. С изменением идеологических канонов изменяется и содержание научных трудов, что создавало “участки тождества” между учеными и властью. 

Так, по прямому указанию вождя в 1930-е гг. изменилась парадигмальная модель Французской революции XVIII в.: на смену “революции-прототипу” пришла “революция-антипод”. Процесс “деякобинизации” в советской историографии, считает Гордон, начался под влиянием осуждения “культа личности” (с. 17). В целом подчиненная прагматическим целям правящей партии, историография Французской революции была обречена вместе со всем советским обществознанием на пребывание в замкнутом кругу. Например, концептуально оформленное в 1920— 1930-е гг. традиционное классовое объяснение террора в советской историографии, в соответствии с которым самоистребление якобинцев было следствием их “мелкобуржуазности”, было реанимировано в 1960-е приверженцами “деякобинизации по-советски”3. В политическом плане это означало, что угроза подобного исхода для пролетарской революции исключалась. 

Тогда же вновь заявляют о себе, обретая новое дыхание, формы идеологической полемики рубежа 1920-х и 1930-гг. “Революционному романтизму в духе 1920-х гг. А.З. Манфреда и В.М. Далина В.П. Ревуненков противопоставил модернизированный классовый подход 30-х годов, подчеркивающий “буржуазную сущность” якобинской диктатуры” (гл. 6). Ненормативные для советского марксизма объяснения сложных аспектов истории революции появились, согласно Гордону, лишь в условиях наложения двух обстоятельств: двухсотлетнего юбилея Великой революции и перестройки в СССР. Разумеется, такая динамика никем не планировалась, она представляется проявлением мифологического по сути исторического мышления. Однако исследовательская мысль все же прорывалась сквозь бесчисленные регламенты и ограничения. Это проявлялось уже в терминологии. 

Достаточно сказать, что, помимо “советского марксизма”, в разные периоды существования СССР были также марксизм “творческий”, марксизм “академический”, марксизм “догматический”. И, как справедливо отмечает Гордон, “в мировой науке о Французской революции советские историки и советская историография в целом заняли свое место” (с. 369). “Но, как ни парадоксально, — пишет автор, — наиболее значимым оказалось продвижение советских историков именно в наиболее идеологизированных сферах — изучении якобинской диктатуры и народных выступлений” (с. 365). Несмотря на то что и народность и “левизна” советской историографии Французской революции были весьма ограниченны, автор обращает внимание на несомненные моменты позитивной динамики, проявляющиеся в ходе историографического развития. К таковым, помимо конкретных научных достижений, он относит обретение научным сообществом определенной исследовательской автономии, “внутреннего дистанцирования от власти”. На разных этапах советской историографии Гордон выявляет под “железной маской навязанного единомыслия <…> различные идейные и отчасти методологические позиции” (c. 17). В то же время в ходе развития историографии под сомнение все более и более ставились основополагающие принципы советского понимания природы Великой революции, представления о единстве революционного процесса и включенности его в прогрессивное, поступательное развитие. Эти представления, как замечает Гордон, “будучи способом самоутверждения для ранней советской историографии, спустя полвека сделались идеологическими оковами” (c. 369). Свою роль здесь сыграли и такие масштабные явления общеисторического плана, как “общий кризис великих метанарративов”, конфликт поколений по вопросу о приемлемости революции как формы исторического прогресса, “идеологическая трансформация советской системы, вошедшая в историю под именем Перестройки” (c. 319). “Советские историки, — пишет автор, — старательно углубляли с 20-х гг. “классическую” концепцию. При этом они настолько пламенно ее защищали, что не заметили, как “изучением снизу”, живописанием роли небуржуазных слоев подкопали опоры” (с. 368).

 Непредсказуемость советского исторического познания, наряду с особым вниманием к происходящим в Советском Союзе преобразованиям, и определяет то обстоятельство, что советская историография Французской революции оказалась “востребованной и интересной не столько приращением конкретного знания, сколько своей ангажированностью”. Леви-Стросс предлагал “рассматривать миф так, как если бы он представлял собой оркестровую партитуру, переписанную несведущим любителем, линейка за линейкой, в виде непрерывной мелодической последовательности”. 

При этом задачу исследователя мифа ученый видел в том, чтобы попытаться “восстановить его первоначальную аранжировку”. На наш взгляд, А.В. Гордон в своей книге предпринимает именно такую попытку. И в этом заключается новизна его подхода к советской историографии Французской революции4. В монографии удачно синтезированы социальный, культурологический и антропологический подходы к истории науки. И все же в ней явно не хватает размышлений об общих когнитивных основаниях историографии Французской революции, которые сближали российских ученых с зарубежными коллегами. В течение двух веков революция во Франции была предметом ожесточенных дискуссий в русле дихотомии “за” и “против”. А советская историография этой темы при всей ее специфике в целом шла в русле “классической” ее интерпретации (А.В. Адо). 

Мифопоэтическая основа такого понимания революции, на которую обратили внимание “ревизионисты” в конце 1950-х гг., как теперь стало ясно, определялась все же не столько идеологией, сколько особой “конструкционистской” спецификой социального познания вообще и исторического познания в частности. Книга А.В. Гордона интересна, прежде всего, как живое свидетельство участника историографического процесса, много видевшего и многое осмыслившего. Подобного рода труд невозможен без включения рассматриваемого историографического явления в личностную картину мира, непременного выявления собственной позиции в исторической динамике. В то же время, подчеркнем, это современное исследование в рамках интеллектуальной истории, выводящее нас из поля редукции феномена советской историографии, провоцирующее к рефлексивному усвоению принадлежащего ей пространства значений и смыслов, приглашающее к диалогу. Рецензируемая монография — поучительный пример того, как в научном исследовании могут сочетаться личный опыт, анализ конкретной историографической проблематики и фиксация значимых черт исторического познания и социального становления в целом.

В.П. Корзун,З.А.Чеканцева 

© НЛО, № 104, 2010 


Автор:  © В.П. Корзун, З.А.Чеканцева
Тип:  Полный текст / Рецензия

Возврат к списку