Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Внутрипольные конвекторы производительны и безопасны.

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. Пер. с франц. М.: Республика, 2004. – 689 с.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год XX век агиография Александр I Англия аннотация античность антропология археология Британия варяги Великая Отечественная война Великая отечественная война Великобритания Византия Витгенштейн власть и общество Возрождение Восточная Европа Вторая мировая война геноцид геральдика Германия гражданская война Декабристы документы Древняя Греция Древняя Русь Европа Западная Европа идеология имагология Испания историография историописание исторический источник историческое знание историческое познание история история Европы история исторического знания история культуры история России История России история России XVIII в. история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история США история университетов история Франции Италия каролинги Китай колониализм Куликовская битва Латинская Америка международные отношения микроистория ММКФ Москва национализм Ницше новая история Новое время новое время обзор Первая мировая война Петр I политическая история Польша Прибалтика репрессии Реформация рецензия Рим Российская империя Россия Россия XVIII в. Санкт-Петербург славяне советская историография социализм социальная история социология Средневековая Русь средневековый город Средние века средние века СССР Сталин США Тихоокеанская война Украина учебник философия франковедение Франция Французский ежегодник холодная война христианство
Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. Пер. с франц. М.: Республика, 2004. – 689 с.

Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. Пер. с франц. М.: Республика, 2004. – 689 с.

Беря в руки эту книгу, надо сознавать, в какой мере мы обязаны ее автору самой возможностью произнести слова «философия в средние века». Меньше века назад определение «философия» применительно к интеллектуальной жизни западного средневековья казалось не слишком уместным как философам (находившим между греками и Декартом пустое место «темных веков», царство теологии и кривотолков по поводу Платона и Аристотеля), так и теологам (смотревшим на философию как на соперницу теологических истин). Книга Этьена Жильсона (1884–1978), вышедшая первым изданием в 1922 году, исправленная и дополненная два с лишним десятилетия спустя, заполняет пробел в истории европейской мысли между античностью и Ренессансом. (Как можно догадаться, русский перевод сделан с французского издания 1944 года. А между тем классическим считается вариант книги, существующий в английском переводе: A History of Christian Philosophy in the Middle Ages, London, 1955). Юношеская диссертация, раскрывавшая связь философии Декарта с идущей из средних веков схоластической и теологической традицией, некогда открыла Жильсону путь в науку. В самом деле, существовавшее до Жильсона исключение из круга «философии» целой интеллектуальной эпохи в истории Европы грозит нам, к примеру, элементарным недопониманием великих метафизических систем XVII века. Важность знакомства со средневековой философией продиктована уже одним этим. Однако мы будем правы, спросив себя о том, устроит ли нас предложенная автором аналитическая модель рассмотрения предмета? Попытаемся точно назвать то умственное действие, произведя которое он получает возможность находить философию там, где ее не находили до него. Жильсон – верующий католик и в интеллектуальном плане связан с томизмом – наиболее авторитетным течением современной католической философии, базирующемся на учении Фомы Аквинского (1225–1274). «Развитие томистской философии, – как поясняет Жильсон, – определяется двойным условием: различием между разумом и верой и необходимостью их согласования. Вся сфера философии подчиняется исключительно разуму; это значит, что философия не должна допускать ничего, что недоступно естественному свету разума и недоказуемо исключительно его средствами. Теология, напротив, основана на откровении, то есть в конечном счете – на авторитете Бога. Предмет веры – это знание сверхъестественного происхождения, заключенное в формулах, смысл которых для нас до конца непостижим, но которые мы обязаны принимать как таковые, хотя и не в состоянии их понять. Когда аргументирует философ, он всегда ищет принципы своей аргументации в разуме; теолог, аргументируя, всегда ищет исходные принципы в откровении». В то же самое время аргументация в философии и аргументация в теологии связаны необходимым отношением: в идеале они не могут не приводить к одним и тем же выводам. На практике человеку в его философии свойственно заблуждаться, тогда как Бог, дарующий истины веры, обманывать и обманываться не может. «Отсюда следует, что всякий раз, когда философский вывод противоречит догмату, – это некий признак того, что данный вывод ложен» (с. 399). Проект исследования «философии в средние века» идет по стопам искусственного «разделения» и не менее искусственного «соединения» философии и теологии по мысли Аквината. «Без сомнения, уязвимым местом как мышления святого Фомы, так и собственной мысли Жильсона, зажатого между двумя задачами, было, с одной стороны, извлечь философию из чисто теологического труда, а с другой – сохранить за этой философией ее теологическое происхождение. Сомнительное сосуществование веры и разума при различии между объектами и методами одной и другого…» – резюмирует исследовательский метод Этьена Жильсона отец Шеню (Шеню М.-Д. Толкователь святого Фомы // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004, с. 668–669). «Нас занесло не в ту эпоху. Мы захотели войти в храм в тот момент, когда сторожа уже запирали двери», – напишет он о себе в мемуарах (Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995, с. 35). «Томизм» ведет Жильсона к некритическому воспроизведению сомнительного средневекового тезиса о различии между разумом и верой. Ему отвечает позиция философского реализма и метафизического материализма, до боли похожего на советский. Не желая серьезного разговора об «истинах откровения», почитатели святого Фомы отрицают возможность принятия в границах своей философии учения Канта и иных модификаций трансцендентальной философии. «Защищая естественный реализм разума, он поднял все силы современной схоластики на борьбу с идеалистическим компромиссом во всех его проявлениях», – скажет о Жильсоне его единомышленник (Маритен Ж. Этьен Жильсон – философ христианства // Жильсон Э. Избранное, с. 658). Это чистая правда. Борьбу с «идеализмом» в наши времена ведут религиозные философы.

Тип:  Рецензия

Возврат к списку