Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Браун П. Культ святых, его становление и роль в латинском христианстве. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. – 207 с.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Италия Англия Москва варяги Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина славяне геноцид учебник история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы социализм аннотация Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I археология античность Прибалтика Декабристы геральдика социология Реформация имагология агиография социальная история Российская империя Возрождение колониализм национализм Витгенштейн гражданская война Куликовская битва Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история историческое познание исторический источник историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания XX век
Браун П. Культ святых, его становление и роль в латинском христианстве. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. – 207 с.

Браун П. Культ святых, его становление и роль в латинском христианстве. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. – 207 с.

Как понимать социальный мир и его историю? Один подход утверждает реальность «объективных фактов», как-то «социальные классы», «Римская империя» или «христианство». Он объявляет: «есть христианство». Или: «есть экономика». Она есть в древней Греции, на заводе Серп и Молот, у папуасов Новой Гвинеи. Если «экономика» где-то не совпадает с тем, что считается «экономикой» у таких людей, как мы, разница относится на счет «психология» и называется «фактом ментальности». По этой логике, «субъективное» прилагается к «объективному», как кожура к банану. Глядя на то, как Питер Браун понимает религиозную историю, и не узнавая «христианства», читатель может подумать, что автор занят живописными деталями «исторической психологии». Другая позиция основывается на том мнении, что в сказанном смысле «фактов не существует» (Ницше Ф. Веселая наука, 70). Абстракции не могут быть действующими силами истории. Этот другой подход предлагает видеть совершающуюся историю в поступках людей. 

Он и составляет суть исторического метода Питера Брауна. Предмет, о котором написаны библиотеки, в такой перспективе покажется нам едва знакомым. «Попытаемся, – вместе с Питером Брауном, – увидеть его как часть более обширного целого – склонности все возрастающей части позднеантичного общества к совершенно новым формам почитания, выказываемого по отношению к новым объектам в новых местах, организуемого новыми лидерами и получающего движущий импульс из потребности дать выход общей увлеченности всех людей… новыми формами отправления власти, новыми узами человеческой зависимости, новой сокровенной надеждой на защиту и справедливость в меняющемся мире» (с. 34). Если пресловутая «история ментальностей» постулирует что-то вроде умственных законов, наш автор сосредоточен на переменах и завидной умственной самостоятельности, присущей людям поздней античности. С некоторых пор христианский культ стал включать в себя выкапывание, перемещение, расчленение мертвых тел. 

Практики почитания святых в виде их мощей, по мысли Брауна, подразумевают слом умственных барьеров, существовавших в сознании людей Средиземноморья на протяжении тысячелетия античной истории. Превращая могилу в алтарь, они нарушают традиционную границу между миром живых и миром мертвых, делают могилы и мертвые тела местом встречи мира земного и мира потустороннего. Подчеркивая новизну этих обстоятельств, Питер Браун не соглашается признать связь христианского культа святых с языческим многобожием и дает любопытное истолкование аналитической процедуры, лежащей в основе такой расхожей аналогии. Согласно Брауну, идея восходит к Юму и фактически подразумевает скептический взгляд интеллектуала на умственные возможности «среднего человека»: политеизм трактуется как простодушное неумение обобщить опыт мира; единобожие – как претворение в религиозную жизнь интеллектуального навыка развитых умов просвещенного меньшинства. 

С этой точки зрения почитание святых рисуется победой «народной культуры» вследствие капитуляции интеллектуальной элиты перед способами мышления толпы. Хотя борьба с «суевериями», в том числе вокруг почитания умерших, безусловно, являлась предметом особой заботы христианских моралистов и практикующих пастырей, ее содержанием Браун называет разгорающиеся конфликты семейных и общественных интересов. Меньше всего это походит на «последнюю схватку» язычества и христианства. Семьи утверждали культы святых, связывая с ними свою идентичность, в частности через практику погребения своих членов возле их могил. Центробежная тяга семейной преданности ставила под вопрос целостность христианских общин. Епископам оставалось действовать в том же духе, перехватывая саму инициативу. История культа святых отражает борьбу за общественный статус и общественное лидерство. 

Его утверждение, понятое автором как выбор в пользу «нового языка», нагруженного ассоциациями функционирования власти и патроната, копирует традиции церемониально сердечных и тесных социальных уз римского мира. Христианское религиозное рвение питается из обычаев земной жизни и возвращается в жизнь новой силой, вкладывая в руки орудие осуществления новых социальных ситуаций. Реликвии святых служат развертыванию и укреплению новых форм сплочения локальных обществ и артикуляции лидерства локальных элит.


Автор:  © Игорь Дубровский
Тип:  Рецензия

Возврат к списку