Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Браун П. Культ святых, его становление и роль в латинском христианстве. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. – 207 с.Добавить рецензию | Мои рецензии![]() Браун П. Культ святых, его становление и роль в латинском христианстве. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. – 207 с.Как понимать социальный мир и его историю? Один подход утверждает реальность «объективных фактов», как-то «социальные классы», «Римская империя» или «христианство». Он объявляет: «есть христианство». Или: «есть экономика». Она есть в древней Греции, на заводе Серп и Молот, у папуасов Новой Гвинеи. Если «экономика» где-то не совпадает с тем, что считается «экономикой» у таких людей, как мы, разница относится на счет «психология» и называется «фактом ментальности». По этой логике, «субъективное» прилагается к «объективному», как кожура к банану. Глядя на то, как Питер Браун понимает религиозную историю, и не узнавая «христианства», читатель может подумать, что автор занят живописными деталями «исторической психологии». Другая позиция основывается на том мнении, что в сказанном смысле «фактов не существует» (Ницше Ф. Веселая наука, 70). Абстракции не могут быть действующими силами истории. Этот другой подход предлагает видеть совершающуюся историю в поступках людей. Он и составляет суть исторического метода Питера Брауна. Предмет, о котором написаны библиотеки, в такой перспективе покажется нам едва знакомым. «Попытаемся, – вместе с Питером Брауном, – увидеть его как часть более обширного целого – склонности все возрастающей части позднеантичного общества к совершенно новым формам почитания, выказываемого по отношению к новым объектам в новых местах, организуемого новыми лидерами и получающего движущий импульс из потребности дать выход общей увлеченности всех людей… новыми формами отправления власти, новыми узами человеческой зависимости, новой сокровенной надеждой на защиту и справедливость в меняющемся мире» (с. 34). Если пресловутая «история ментальностей» постулирует что-то вроде умственных законов, наш автор сосредоточен на переменах и завидной умственной самостоятельности, присущей людям поздней античности. С некоторых пор христианский культ стал включать в себя выкапывание, перемещение, расчленение мертвых тел. Практики почитания святых в виде их мощей, по мысли Брауна, подразумевают слом умственных барьеров, существовавших в сознании людей Средиземноморья на протяжении тысячелетия античной истории. Превращая могилу в алтарь, они нарушают традиционную границу между миром живых и миром мертвых, делают могилы и мертвые тела местом встречи мира земного и мира потустороннего. Подчеркивая новизну этих обстоятельств, Питер Браун не соглашается признать связь христианского культа святых с языческим многобожием и дает любопытное истолкование аналитической процедуры, лежащей в основе такой расхожей аналогии. Согласно Брауну, идея восходит к Юму и фактически подразумевает скептический взгляд интеллектуала на умственные возможности «среднего человека»: политеизм трактуется как простодушное неумение обобщить опыт мира; единобожие – как претворение в религиозную жизнь интеллектуального навыка развитых умов просвещенного меньшинства. С этой точки зрения почитание святых рисуется победой «народной культуры» вследствие капитуляции интеллектуальной элиты перед способами мышления толпы. Хотя борьба с «суевериями», в том числе вокруг почитания умерших, безусловно, являлась предметом особой заботы христианских моралистов и практикующих пастырей, ее содержанием Браун называет разгорающиеся конфликты семейных и общественных интересов. Меньше всего это походит на «последнюю схватку» язычества и христианства. Семьи утверждали культы святых, связывая с ними свою идентичность, в частности через практику погребения своих членов возле их могил. Центробежная тяга семейной преданности ставила под вопрос целостность христианских общин. Епископам оставалось действовать в том же духе, перехватывая саму инициативу. История культа святых отражает борьбу за общественный статус и общественное лидерство. Его утверждение, понятое автором как выбор в пользу «нового языка», нагруженного ассоциациями функционирования власти и патроната, копирует традиции церемониально сердечных и тесных социальных уз римского мира. Христианское религиозное рвение питается из обычаев земной жизни и возвращается в жизнь новой силой, вкладывая в руки орудие осуществления новых социальных ситуаций. Реликвии святых служат развертыванию и укреплению новых форм сплочения локальных обществ и артикуляции лидерства локальных элит. Автор: © Игорь Дубровский Тип: Рецензия |