Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Olson L. The Early Middle Ages. The Birth of Europe. Bragstock (Hampshire), New York: Palgarave Macmillan, 2007. – 248 p.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Англия Италия Москва варяги Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина геноцид славяне учебник история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы аннотация социализм Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I археология античность Прибалтика геральдика Декабристы социология агиография имагология Реформация социальная история Российская империя Возрождение национализм колониализм Витгенштейн Куликовская битва гражданская война Французский ежегодник христианство антропология микроистория историческое знание политическая история историческое познание исторический источник историография франковедение Средневековая Русь Тихоокеанская война средневековый город международные отношения историописание Великобритания XX век
Olson L. The Early Middle Ages. The Birth of Europe. Bragstock (Hampshire), New York: Palgarave Macmillan, 2007. – 248 p.

Olson L. The Early Middle Ages. The Birth of Europe. Bragstock (Hampshire), New York: Palgarave Macmillan, 2007. – 248 p.

Рецензируемая книга написана австралийским медиевистом Линетт Олсон, профессором Сиднейского университета. Очевидно, что ни этот университет, ни Австралия в целом не принадлежат к важным центрам исследований по истории европейского Средневековья. И всё же перед нами – отнюдь не рядовое явление. И чтобы понять это, для начала нужно сделать несколько замечаний, с первого взгляда будто бы совсем не относящихся к области медиевистики. Итак, как известно, положение Австралии в современном мире, охваченном процессами глобализации, с одной стороны, и резким всплеском национальной идентичности – с другой, весьма двусмысленно. С одной стороны, географически эта страна-материк, казалось бы, тяготеет к далёким от Европы Юго-Восточной Азии и Океании. С этими же регионами связана и значительная часть её внешних экономических связей и политических интересов.

Соответствующим образом выглядят и исторические судьбы страны: оформившаяся как государство лишь в XIX – XX вв., Австралия не испытала многих из тех колоссально важных процессов и явлений, которые сформировали европейский мир Новейшего времени. Первая и Вторая мировая войны коснулись её лишь краем, «холодная война» практически никак не отразилась на образе жизни её общества и т.п. Однако, вместе с тем, по своим истокам этот далёкий край явно тяготеет к европейской культуре и законно и устойчиво идентифицирует себя с англо-саксонским миром. А потому, в эпоху, когда глобализация сделала наш мир гораздо более «тесным», чем это было всего полтора-два десятилетия назад, Австралия активно ищет в нём новое место и видит его в тесной связи с европейским универсумом.

Замечу: ощущая свою цивилизационную близость с Европой, она не стремится ни сейчас, ни в будущем стать членом Европейского Союза. Этот ключевой факт, среди прочего, придаёт особый интерес размышлениям австралийских интеллектуалов об истоках и судьбах европейской цивилизации для русского читателя. И в немалой степени этот интерес касается области медиевистики. С одной стороны, для австралийцев, как и для русских, западное Средневековье это – «чужая» история (не так давно автор этих строк выслушал довольно обидное замечание от соотечественника-«руссиста», заявившего, что медиевист в классическом смысле в принципе не может быть патриотом России; оставляю это замечание на его совести). Но, с другой стороны, вызовы глобализации настойчиво заставляют (и даже навязывают) проблему культурной идентификации и нам, и австралийцам, и, при всех естественных различиях и противоречиях, именно Европа оказывается тем культурно-историческим полюсом, к которому только и могут «пришвартоваться» как российский, так и австралийский «корабли». Моё недавнее живое общение с австралийскими коллегами только подтверждает это мнение.

Именно поэтому хочется обратить внимание русского читателя на недавно вышедшее исследование Л. Олсон. Её книга о Раннем Средневековье представляет собой размышления об истоках «Европы» и европейской идентичности. Стремясь уйти от традиционного европоцентризма (что вполне объяснимо для уроженки Австралии), Л. Олсон стремится, с одной стороны, понять, откуда «взялась» Европа, а с другой – вписать этот феномен в современный ему мир. Именно поэтому автор ушла от равномерного изложения фактов и сосредоточилась на тех сюжетах, которые представляются ей принципиально важными: в этом смысле, не следует не только искать «лакуны» в исследовании, но и упрекать Л. Олсон в некомпетентности. Так, например, применительно ко всей истории Византии V – конца XI вв. (общие хронологические рамки повествования) мы найдём лишь один специальный раздел («Юстинианово «отвоевание», Р. 34 – 42). Но это совсем не означает, что автор упускает из вида византийскую историю: соответствующие замечания встречаются во всех остальных разделах. Просто этот сюжет видится Л. Олсон наиболее важным с точки зрения интерпретации проблемы «генезиса» истоков современной Европы.

Ещё более показательны замечания касающиеся истории Древней Руси. Здесь мы вообще не найдём ни одного «специального» раздела. Но авторские экскурс на соответствующую тему (Р. 117 и др.) целиком и полностью касается важнейшего для неё вопроса: когда и по каким причинам восточноевропейские племена были интегрированы в общее европейское «пространство». Л. Олсон указывает на два основных пути этой интеграции: (1) походы викингов, захватившие, в том числе, и будущую Русь; (2) христианизация, завершившая процесс инкорпорации этих земель в мир средневекового христианства, который и является для австралийского медиевиста основополагающей характеристикой изначальной «европейскости» (что, полагаю, более чем справедливо).

По той же причине, истории восточноевропейских народов «специально» посвящён только один раздел («Борис, хан Болгарии» (Р. 121 – 124)) совсем не потому, что автор принижает их роль в европейском прошлом (соответствующие замечания «разбросаны» по всей книге). Просто история хана Бориса представляется ей особенно показательной с точки зрения описания процесса интеграции всё в то же европейское пространство не только славянских, но и неевропейских (в данном случае – тюркских) элементов. Разумеется, с Л. Олсон можно (и нужно!) спорить по поводу корректности как привлечения, так и исключения тех или иных конкретных сюжетов в (из) зону (-ы) авторского внимания. Но сам по себе избранный ею основополагающий принцип «селекции» представляется более чем обоснованным. И ещё. Следует сразу же указать на высокую степень тщательности и аккуратности, с которой Л. Олсон подходит к подбору материала и изложению избранных ею сюжетов. Не вызывает сомнения знание ею как фактического материала, так и важнейшей литературы вопроса (правда, отдельных ошибок ей избежать, всё-таки не удалось, но не буду буквоедом).

Хронологические рамки работы ( V – конец XI вв.) мотивируются следующим образом. Пятое столетие – последнее столетие римской истории – воспринимается ею как время истоков всех процессов, которые в дальнейшем проявляются и набирают силу. Верхней же границей повествования становится эпоха Первого крестового похода, характеризуемого как первая попытка европейского колониализма. Последнее замечание не выглядит упрощением, поскольку под «колониализмом» Л. Олсон имеет в виду распространение европейской культуры и образа жизни за пределы европейского пространства. В очерченных рамках каждое столетие рассматривается как этап поступательного движения на историческом пути складывающей Европы. Поэтому каждому веку посвящена отдельная глава (всего их, таким образом, семь).

Каждый такой исторический «шаг» занимает своё место в общем процессе: V в. – «королевства сменяют Западную Римскую империю», VI в. – «Запад вступает на свой собственный путь», VII в. – «культурный водораздел», VIII в. – «формирование европейского ядра», IX в. – «расширение границ», X в. – «избавление от упадка», XI в. – «трансформация Европы». Подобный подход грешит некоторым упрощением: ведь Европа всегда была «пространством разных скоростей». Причины этого упрощения вполне понятны: Л. Олсон – преподаватель, к тому же работающий в условиях острой академической конкуренции, свойственной англосаксонской системе образования, с широким предложением курсов и настоящей «борьбой» за студентов, их выбирающих. В общем, оставим избранную структуру на совести автора.

Однако, ради объективности, вынужден признать, что у подобного принципа изложения есть и свои плюсы: он обеспечивает повествованию должный динамизм (и, кстати, несомненно, предопределит читательский интерес к книге). От себя замечу: читать текст Л. Олсон очень любопытно. В том числе – и потому, что, по мере чтения, тебя не оставляет здоровое желание вступить в полемику с автором. Здоровое, поскольку явный «позитив» многократно превышает по объёму «негатив». Л. Олсон явно есть что сказать своему читателю. Её выводы базируются на прочной почве, и с первого удара «обрушить» их, как правило, просто невозможно. В общем, в этом австралийском тексте есть на что обратить внимание. Убедитесь сами!


Тип:  Рецензия

Возврат к списку