Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Geary, P. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton, 2002. – XII + 199 p.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Англия Италия Сталин варяги Москва Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина славяне учебник геноцид история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология каролинги документы аннотация социализм Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I археология Прибалтика античность Декабристы геральдика имагология агиография социология Реформация социальная история Российская империя Возрождение национализм колониализм Витгенштейн Куликовская битва гражданская война Французский ежегодник христианство антропология микроистория историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания XX век
Geary, P. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton, 2002. – XII + 199 p.

Geary, P. The Myth of Nations: The Medieval Origins of Europe. Princeton, 2002. – XII + 199 p.

Как не что другое, этническая история может быть поставлена на службу риторике агрессивного национализма. Сама научная история в ее современном обличии возникла в XIX веке в качестве прямого порождения и инструмента европейских националистических идеологий. Она изначально была и в основном остается подчиненной такому образу народов и государств, который является фактом нашего времени. По мнению выдающегося американского историка Патрика Гири, история в нашей культуре способна сыграть и другую роль. Все зависит от нашей потребности и воли. Из грандиозного самообмана историческая наука может стать критическим инструментом нашего мышления.

«Эпоха переселения народов» – образец посеянного руками историков патриотического недоразумения. Гири принимает на себя роль критика. В самом понятии акцент сделан на «переселении». Мы поступим рассудительно, если спросим себя еще и о том, что мы подразумеваем под словом «народ»?

Прежде всего потребуется отметить нашу зависимость от мира представлений древних авторов, которые оказываются для нас источниками нашей осведомленности. Рим и Греции виделись им «обществами». Варвары – «племенами». Римская империя сделала римлянами половину света. Быть римлянином – социальный навык и правовое определение. Римлянами становятся, до цивилизации умственно и нравственно дорастают. Варварами родятся. Кому не дано жить в цивилизованном обществе, тех заведомо не может сплотить ничего, кроме глухого, животного зова крови. За подобными описаниями варварских «народов» и «переселений» в конечном счете встает античный стереотип понимания того, как соотносятся «цивилизация» и «варвары». Античные писатели загоняют себя в интеллектуальный тупик тем, что не признают у варваров наличия «общества», видят в них сплошные «народы», отправляют само понятие «народ» куда-то в область биологии. Едва ли мы обязаны плестись в хвосте чужих идеалов и интеллектуальных способностей.

Если варварский мир разрушил Римскую империю, то это потому, что сначала Римская империя разрушила варварский мир. Рим и был настоящей причиной тех катаклизмом, которые потрясли Европу и в конечном счете привели к катастрофе его. Военный, политический, культурный пресс империи уничтожал устоявшиеся формы жизни той части Европы, которая оставалась за ее границами. Завороженные величием и богатствами цивилизации средиземноморского юга, варвары стремились к тому же. Успех предприятия был настолько полным, что к концу античности, когда готы, бургунды, франки оказались хозяевами Римской империи, для них было уже совершенно невозможно представить самих себя, не прибегая к этнографическим, политическим, нравственным категориям древнего Рима.

Варварские народы, в конечном счете утвердившиеся на территории Римской империи, стали продуктом драматического кризиса традиционных варварских обществ, который разразился с конца II века. Новые народы, отныне построенные для войны, совпадают с войском. Присоединяя разрозненные группы искателей приключений, ассимилируя разбитых врагов, новые германские племена слагались из разных людей, которые собирались вокруг относительно небольшого ядра и очень скоро начинали чувствовать себя сопричастными этому ядру и его этнической традиции. Имя единого народа и было средством организовать людей. Подлинная этническая история «эпохи переселения народов» – это история непрерывного изменения, радикального нарушения преемственности, политических и культурных зигзагов, замаскированных повторяющимся присвоением старых слов для определения новой реальности.

Забирая власть, варвары не думали разрушать Римскую империю. Она их интересовала как готовый источник знаков жизненного успеха и материальных средств. На землях империи они искали ее благ. Настоящая борьба между римским правительством и ними развертывается за передел наличных административных и, следовательно, финансовых ресурсов. Варварские королевства стали прямым продолжением административных форм Римского государства.

Ответственный взгляд историка открывает преходящую самобытность этнических и политических единств, их характер процессов, наконец, их дискурсивную природу. Народы – умственные явления, из которых родятся человеческие поступки. Взятые в исторической перспективе, внешне они выглядят движущимися из прошлого в будущее монолитами. Сплошь и рядом мы примерно так и выражаемся. Это не лишено смысла, но чересчур образно. К тому же, лучшим образом народной жизни, по запоминающемуся определению П. Гири, могла бы служить река Гераклита, в которую нельзя вступить дважды. В глазах наблюдателя, всерьез желающего смотреть и видеть, народы предстают беспрерывным процессом становления народов.



Тип:  Рецензия

Возврат к списку