Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Гендерная история Западной Европы. Книга I. /Сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М.: ИВИ РАН, 2006. – 272 с.Добавить рецензию | Мои рецензии![]() Гендерная история Западной Европы. Книга I. /Сост. Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. М.: ИВИ РАН, 2006. – 272 с.Хрестоматия, недавно вышедшая в свет в издательстве ИВИ РАН, является учебным пособием, предназначенным для проведения семинарских занятий в высшей школе по различным аспектам гендерной истории. Тем не менее, уже изначально составители понимали свою задачу существенно более широко. Поэтому они ввели в свою хрестоматию тексты, которые могут быть использованы в процессе преподавания едва ли не всего курса всеобщей истории, включая историю Древнего Востока («Песня песней»).Отметим также факт присутствия в книге обширных фрагментов сочинений «отцов Церкви» (Тертуллиана, Иринея Лионского, Василия Великого, Иеронима Стридонского, Иоанна Златоуста и Августина), а также синоптических и апокрифических новозаветных текстов. Наконец, можно найти некоторый материал и по гендерной проблематике применительно к эпохе античности (Цезарь, Страбон, Тацит). Однако наиболее полно в хрестоматии (во всяком случае, в её первой книге) представлены сюжеты из европейской истории Средних веков, что вполне логично, учитывая научные интересы авторов. «Средневековый» (или, точнее, «раннесредневековый») раздел составляют выдержки из таких разных текстов, как «Салическая правда», а также другие законы варварских королей (англосаксонского Этельберта, а также лангобардских Ротари и Лиутпранда). Далее следуют сочинения авторов меровингского (Григорий Турский, Фредегар) и каролингского (Эйнхард, Теодульф Орлеанский, Аноним) времени. Англосаксонская Британия представлена фрагментами «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного, а империя Оттонов – «Жизнеописанием императрицы Альдгейд» Одилона Клюнийского. В завершение приводятся отрывки из «Старшей Эдды». В основном, задачу, поставленную авторами во введении («От составителей»; С. 3 – 7) можно считать достигнутой. Им удалось действительно представить «наиболее авторитетные тексты и авторов» (С. 3). Другое дело, что вопрос о степени «авторитетности» является априори спорным. Скажем, к перечню, избранному составителями, в числе античных писателей автор настоящей рецензии добавил бы, например, избранные места из сборника биографий Плутарха, некоторые фрагменты из «Истории Рима …» Тита Ливия (скажем, знаменитый эпизод самоубийства Лукреции, весьма полно отражающий некоторые ключевые особенности статуса римской женщины). Можно было бы привлечь данные из «Анналов» и, особенно, «Истории» Тацита и т. п. В числе цитируемые «отцов Церкви» ощущается нехватка сочинений Авросия Меодиоланского... Кроме того, органично выглядело бы и включение фрагментов римских правовых текстов, таких, как «Институции» Гая и «Дигесты Юстиниана»… Разумеется, подобные «советы» можно давать бесконечно. Часть из них составители может быть и учтут при подготовке последующих переизданий (а потребность в таковых возникнет вне всякого сомнения). Другое дело, что авторами сделано гораздо больше, чем не сделано. Они подготовили издание, не имевшее прецедентов в отечественной учебной литературе. Они сумели совершенно новыми глазами взглянуть на более чем известные в большинстве своём тексты. Уже этот факт заслуживает высокой оценки. В конце концов, все приведённые выше размышления о возможностях внесения дополнений приобретают смысл лишь постольку, поскольку начало уже положено. Если же что-то и можно поставить авторам в упрёк, так это отсутствие кратких (объёмом 1 – 1,5 страницы) введений к каждому тексту, содержащих самые основные сведения об авторах и цитируемых текстах (эпоха, цель создания и общая структура сочинения, место приведённого фрагмента в рамках этой структуры и т.п.). Подобные введения значительно облегчили бы жизнь как студентам, так и преподавателям использующим хрестоматию. Но, вне зависимости от изложенных пожеланий, главным представляется то, что преподавание гендерной истории в России обогатилось одним из первых основополагающих учебных пособий. Огромное практическое этого факта очевидно. Тип: Рецензия |