Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Историография всеобщей истории стран Европы и США в 1960 – 1990 гг.: учебно-методические материалы / А.Г. Айрапетов; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. 54 с.Добавить рецензию | Мои рецензии![]() Историография всеобщей истории стран Европы и США в 1960 – 1990 гг.: учебно-методические материалы / А.Г. Айрапетов; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. 54 с.Учебно-методическое пособие доктора исторических наук, профессора Тамбовского государственного университета Арутюна Гургеновича Айрапетова предназначено для студентов исторических факультетов, обучающихся по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» и посвящено актуальной для современной науки теме – историко-философской мысли второй половины ХХ столетия в контексте политических и экономико-социологических теорий этого времени. В пособие включены основное содержание лекций (С. 4 – 49), контрольные вопросы (С. 49 – 50) и библиографический раздел (источники и литература, С. 50 – 53). История исторической мысли ХХ века вызывает большой интерес у ученых в нашей стране и за рубежом. Этой теме посвящены десятки, сотни монографических исследований, научных статей, обзоров изучение и освоение которых для студентов представляется крайне затруднительным. Учебной же литературы по данному периоду (как, впрочем, и по многим другим) истории исторического знания практически нет. Можно привести единичные примеры таких работ, которые, по преимуществу, носят обобщающий характер. Арутюну Гургеновичу Айрапетову удалось на нескольких десятках страниц, т.е. в том объеме, который в состоянии прочитать и освоить даже слабый студент, дать общую характеристику «новой научной истории», проанализировать историографические практики 60 – 80-х гг. ХХ века и историографическую ситуацию 90-х. В пособии А.Г. Айрапетова ясно определены общие тенденции истории исторического знания, а также подробно охарактеризованы отдельные историографические теории и концепции этого времени. Другая особенность этого пособия А.Г. Айрапетова состоит в том, что история рассматривается не как «вещь в себе», что было бы абсолютно неверно по отношению к этому времени, а как важная составляющая общегуманитарного и общенаучного знания ХХ века. Автору пособия удалось показать, каким образом и почему в столкновении традиционных исследовательских полей историков с новыми экономико-социологическими и политическими теориями и практиками рождались новые направления исторической науки (новая социальная история, история повседневной жизни, новая политическая история, микроистория, историческая антропология, новая культурная история, новая биографическая история и др.). Структура спецкурса проста, логична и последовательна. Автор начинает свое изложение материала с общей характеристики «новой научной истории», отмечая значительную роль в ее формировании теории модернизации, индустриального общества, конвергенции, ставших своего рода альтернативой марксистской концепции общественно-экономических формаций. Далее, Арутюн Гургенович выделяет основные направления «новой научной истории», такие как новая экономическая история, новая социальная история, новая политическая история, история повседневности, историческую антропологию, научную биографическую историю и др. Совершенно справедливо замечая при этом, что в исследовательской практике эти виды «новой научной истории» часто переплетаются (С. 11). Автор пособия отразил особенности развития «новой научной истории» в различных национальных историографических школах Франции, Англии, Германии, Италии и США. Второй раздел пособия посвящен краткому анализу содержания основных направлений «новой научной истории» и их конкретному содержательному наполнению в национальных историографических практиках. Заключительная часть учебного пособия характеризует историографическую ситуацию 90-х гг. ХХ века, которая в определенном смысле развивается в русле или в противостоянии «новой научной истории». В этом разделе автор отмечает достижения «новой научной истории» и указывает на ее недостатки. Он пишет: «Сильными сторонами новой научной истории являются расширение и обновление предмета исследований, анализ массовых источников, применение междисциплинарных подходов. Однако, «замена» события процессом разрушала хронологию» (с. 44). Важные для этого периода развития исторического познания моменты (например, стремление возродить «чистую» историю с апологией нарратива и отказом от проблемного изложения) А.Г. Айрапетов связывает с влиянием на конкретно-исторические исследования постмодернистской методологии, которое особенно отчетливо можно проследить в трудах по социальной и политической истории. Влияние постмодернизма, безусловно, предопределило и многие черты современной исторической науки. Библиографический список представляется вполне достаточным и содержит необходимые источники и литературу. Единственно, заметим, что в списке рекомендуемой литературы, на наш взгляд, стоило бы порекомендовать работы Ю.Л. Бессмертного, связанные с микро-историей, а не с оценкой школы «Анналов», потому что в отечественной традиции с именем Ю.Л. Бессмертного связываются научные судьбы именно микро-истории. Особенно хочется отметить, что не только содержание спецкурса, но также форма и способы подачи материала, используемые автором, соответствуют современным принципам и методикам преподавания специальных курсов на исторических факультетах университетов. Пособие Арутюна Гургеновича Айрапетова отражает историографическую ситуацию в зарубежной исторической науке второй половины ХХ века, им удобно пользоваться, оно поможет слушателям и читателям составить представление, как о ряде направлений исторической мысли, так и об авторах-создателях определённых концепций. Считаю, что это учебное пособие можно рекомендовать к использованию в высших учебных заведениях по специальности «история». Без всякого сомнения, он будет востребован в университетах, академиях, институтах, на курсах повышения квалификации преподавателей средней и высшей школы. Опубликовано в Веснике Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 6 (98), 2011. Автор: © Марина Бобкова Тип: Рецензия |