Поиск по сайту
Авторизация
Подписка на рассылку
Сетевое партнерство
|
Blair, A. The theater of nature: Jean Bodin and Renaissance science. Princeton University Press. Princeton-New Jersey, 1997. 382 P.Добавить рецензию | Мои рецензииBlair, A. The theater of nature: Jean Bodin and Renaissance science. Princeton University Press. Princeton-New Jersey, 1997. 382 P.Не стоит много говорить о том, что творчество французского мыслителя XVI века Жана Бодена имеет огромную историографию. Это известно любому специалисту, занимающемуся историей Франции. Больше всего и раньше всего исследователи обращались к трактату Бодена “Шесть книг о государстве” , где изложены целостные, завершенные теории суверенитета и абсолютной монархии. “Семичастный разговор” (на основе анализа его содержания делались выводы о природной религии Бодена, о его принадлежности к иудаизму и даже о его атеизме) последние двадцать лет стал предметом острой дискуссии, в которой представители историко-филологического направления на основе текстологических исследований оспаривают авторство Бодена . К “Демономании колдунов” взоры историков обращаются крайне редко, видимо, авторитетное и резко негативное мнение О.Бодрияра, высказанное еще в середине XIX века , до сих пор довлеет над сознанием исследователей. Тем приятнее видеть в этом номере альманаха статью Н.В.Корякиной о религиозных взглядах Бодена в контексте “Демономании”. Первенец творчества Бодена трактат “Метод легкого познания истории” , рассматривается либо как ступень в развитии теории познания, либо дробится и тематически соотносится с политическими теориями мыслителя.В 90-ые годы XX века предметом все возрастающего внимания исследователей становятся натурфилософские взгляды Бодена, об этом свидетельствуют хотя бы материалы ежегодных конференций в Анжерском университете, посвященные специально жизни и творчеству Бодена . В 1994 году в Принсетонском университете Энн Блейр защитила кандидатскую диссертацию по философии “Театр природы” и его культурный контекст”. В 1997 году на основе этой диссертации была издана монография “Театр природы”: Жан Боден и ренессансная наука” – сочинение, бесспорно, заслуживающее особого внимания, так как это первое серьезное исследование “Театра природы” историком науки. Почему на протяжении нескольких столетий подобных работ не появлялось? Думается, причин этому несколько. Прежде всего, в исследовательской среде существует устойчивое мнение, что этот трактат Бодена адресован не специалистам, а широкой читательской аудитории: от студентов и других “studious persons” до просто любознательных людей, читателей-”curious”. В “Театре” изложены более чем ординарные представления о природе, о мироздании, “обыкновенная” натурфилософия, не содержащая гениальных теорий или авангардных подходов в специальных областях естествознания. Чаще всего “Театр” оценивали как среднего уровня компиляцию и обвиняли Бодена в вульгаризации знаний. Но почему только Э. Блейр поставила очень простой вопрос, представляющийся очевидным даже при самом поверхностном знакомстве с первым изданием “Театра природы” (1596 г.): могла ли книга, изданная в большом формате, с многочисленными иллюстрациями, имеющая очень хороший переплет, а следовательно, дорогая, к тому же написанная на латинском языке, могла ли быть такая книга доступна студенческой и профанной публике? Заметим, что свои произведения, адресованные широкой читательской аудитории (например, “Шесть книг о государстве” или “Ответы на парадоксы господина Малеструа” ) Боден писал на французском языке. “Театр природы” был переведен на французский язык уже в 1597 г. доктором Франсуа де Фогеролем и напечатан, также как и первое издание, в Лионе. Можно предположить, что первое латинское издание “Театра”, несмотря на высокую стоимость книги, было востребовано и нашло своего читателя. Популярность этого трактата могла определять его очень простая структура: деление на пять книг, в рамках каждой из которых, любой, даже малозначимой проблеме, посвящается определенный, как правило небольшой, раздел. В “Театре”, как и в педагогическом трактате Бодена “Парадоксон” , используется диалоговая (по принципу вопрос – ответ) форма изложения. При этом тема исчерпывается ответами не более, чем на три вопроса. Этот широко применяемый в дидактике прием позволил Бодену, не владеющему высоким литературным стилем и не отличающемуся последовательностью повествования, ясно и доступно донести до читателя содержание своего труда. Кроме того, анализ избранных Боденом для обсуждения тем позволяет оценить “Театр” как книгу, относящуюся к естественным энциклопедиям, через которую возможно проследить различные пути позднеренессансной науки. Э.Блейр предпринимает такую попытку посредством изучения текста трактата как такового, его структуры и композиции, используемых автором мотиваций и метаморфоз, его аргументации и выводов. “Театр” Бодена представляет собой отличную точку отсчета для оценки традиционной натурфилософии на ее пике – в Позднем Возрождении. Блейр выделяет три основных направления своего исследования: “книжные методы” и практическая “физика”; религиозная мотивация Бодена в изучении природы и проблема упорядочивания (читай – приведение в соответствие с теологическими взглядами мыслителя) обширного и все увеличивающегося запаса знаний и, наконец, рецепция “Театра природы” (Блейр приводит таблицу всех сохранившихся копий, анализирует цитирование этого трактата, пометы читателей трех латинских изданий – 1596, 1597, 1605 годов, французский перевод Фогероля и популярное издание “Театра” на немецком языке Дамиана Зифферта ). Изучение Э.Блейр рецепции “Театра” убеждает в возможности определить детерминированность природы диалога между писателем и читателем и выделить ее культурные, научные и политические составляющие. Уже первые строки “Театра” (посвящение Генриху IV), вероятно, дают нам возможность определить круг заинтересованных читателей этого сочинения. Через изучение всех естественнофилософских построений Бодена и через анализ рецепции “Театра” в XVII в. Э. Блейр проверяет эту вероятность и приходит к выводу, что сочинение Бодена в конце XVI в. и на протяжении всей Тридцатилетней войны было особенно популярно в странах реформированной религии (особенно, в Германии). Э.Блейр называет “Театр”, ею же самой определенный как натурфилософский трактат, глубоко религиозным сочинением, замышлявшимся автором, по ее мнению, как орудие убеждения нечестивых ради возвеличивания могущества, добра и справедливости Бога. Действительно, если исходить из единственной и превыше всего оцениваемой Боденом цели всего его творчества, сформулированной еще а “Методе” – научиться “...усматривать Божественную благодать и величие в делах человеческих, далее – в ясных началах природы, после этого – в стройности небесных тел, затем – в замечательном устройстве всего мира: в движении, в гармонии, в форме; и так постепенно, шаг за шагом, приближаться к той благодати, которая существует для нас лишь в единении с Богом...” , тогда все написанное Боденом можно классифицировать, как глубоко религиозное. Но ни одно из сочинений Бодена я бы не классифицировала как теологический трактат. Боден в 1566 г. заявил свою исследовательскую программу и следовал ей в творчестве на протяжении всей своей жизни – это изучение четырех видов истории, в которых и реализован замысел Творца . Благодать, о которой говорит Боден, есть единение с Богом. Заметим, что факт веры никогда не приводился Боденом как аргумент, он не сторонник религиозной экзальтации , хотя не может быть понят и как явный прогматик. Скорее всего, Боден – приверженец деятельных форм благочестия и, возможно, действительно достаточно деятельное благочестие определяет мотивацию сущности замысла “Театра”. Естественную философию Бодена, которую вполне можно назвать и естественной историей, и естественной теологией оценивали и как дуалистичную (признание Божественного и природного начала), и как монотеистичную (природа есть проявление Божественного). Блейр считает, что “Театр”, последняя работа Бодена, сводит воедино многие темы его ранних сочинений в общепримиряющей попытке осуществить новый синтез между верой и разумом. Может быть этот путь был более правильным и более благочестивым, чем выбор альтернатив, который так характерен для интеллектуальной истории позднего Возрождения. В “Театре” изложена эклектичная и в высшей степени антиаристотелевская натурфилософия, используемая Боденом как наступательное оружие в сражении с грехом неблагочестия. Э.Блейр показала, что если в “Шесьти книгах” основой государства утверждается его надконфессиональная сущность, то в “Театре” обозначена возможность всеобщего межконфессионального соглашения, т.к. принципы благочестия признаются всеми мировыми религиями. Боденовская стратегия основана на открытии божественных истин через “необходимые причины”, на доказательстве не просто присутствия Божественного провидения в мириадах частей природы, а на оценке Божественного провидения как их первопричины. с другой стороны, Боден ограничивает рациональные человеческие доводы перед лицом Божественной свободной воли (Божественного произвола). В “Театре”, также как и в разделах “Метода”, касающихся естественной истории, очевиден рационалистический деизм Бодена. Он умело сочетает аргументацию естественной философии и теологии, приводит рациональные доказательства существования и природы Бога, при этом вынося за пределы человеческого познания “божественные тайны”. Боден достаточно проницателен, чтобы не представлять свою работу как революционную. “Театр” дополняет и систематизирует накопленные естестваеннонаучные знания, дополняет естественную философию новым причинным рядом, дает ей новые толкования и исправляет, на его взгляд, ложные. “Театр” отличается последовательностью доказательств против трех “нечестивых теорий” античных авторов: вечности мира, неизбежности действия законов природы, смертности души. В “Театре” Боден останавливается на наиболее фундаментальных проблемах философии XVI в.: примирение философии и религии, власть разума в понимании мира и ее границы, воплощение через законы Божественного откровения, проблема свободы воли человека и Бога. В “Театре” свое воплощение в целостной теории находят идеи “Метода”. Мир был сотворен бессмертным Богом, следовательно, имел начало и будет иметь конец, который наступит тогда, когда того захочет Бог. Таким образом, главная причина конца мира – Божественный произвол. Интересна и пятая глава сочинения Э.Блейр о театральных метаморфозах (“Театр природы”, театр как книга, “Театр” театров). Она представляет нам историю и смысловое наполнения термина “театр”, замечая, что в XVI в. более употребимым было сочетание theatrum mundi. У Бодена “театр” с одной стороны – место действия универсального Божественного порядка, а с другой – зрелище, в котором человеку отводится роль зрителя, а не участника представления. “Театр природы” отражает власть Божественного провидения в существовании всего живого и неживого, в делах человека и истории общества. В заключение отметим, что исследование Э.Блейр определяет континуитет или дисконтинуитет между “традиционной естественной философией” Бодена и революционной философией Ф.Бекона как всего лишь замену старой системы знаний на новый исследовательский метод. Рассмотрение Энн Блейр “Театра” в его культурном контексте не только намечает новые подходы к решению старых вопросов в истории науки о живучести традиционного и утверждении качественно нового, но также показывает, как вопреки особенностям стиля, работа Бодена стала типичной в ряду сочинений по естественной философии, естественной истории, естественной теологии, и отразила основные черты и характерные особенности энциклопедизма позднего Возрождения. Обращение к исследованию “Театра” предоставляет ученому богатые возможности определить контекст научной революции XVII в., возможность которой была обеспечена не только талантами гениев, но и общей интеллектуальной средой конца XVI – начала XVII вв., интересами и уровнем образованности неспециалистов-писателей (писателей-популяризаторов) и читателей, в конечном итоге сформировавших эту среду. Опубликовано: Бобкова М.С. Приглашение в “Театр”: пьеса Энн Блейр // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. С. 376—380. Автор: М.С. Бобкова Тип: Рецензия |