Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Сетевое партнерство
РИЖАР: журнал рецензий
Сидоров А.И. В ожидании Апокалипсиса. Франкское общество в эпоху Каролингов, VIII-X века. М.: "Наука", 2018

Помпоний Мела. Хорография / Под общей редакцией А. В. Подосинова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017. – 512 c.

Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. — 148 с.


Blair, A. The theater of nature: Jean Bodin and Renaissance science. Princeton University Press. Princeton-New Jersey, 1997. 382 P.

Добавить рецензию | Мои рецензии

 
1941 год США Рим СССР ММКФ Петр I обзор Китай Ницше Новое время новое время новая история Санкт-Петербург Европа Россия Сталин Англия Италия варяги Москва Польша власть и общество Вторая мировая война Первая мировая война Россия XVIII в. Испания история Франция Украина учебник славяне геноцид история США Средние века Древняя Русь средние века история России История России история Европы Древняя Греция история России второй половины XVII в. история России первой четверти XVIII в. история России XVIII в. история Франции история культуры история университетов Великая Отечественная война Великая отечественная война история исторического знания рецензия Византия Британия Германия холодная война Западная Европа философия репрессии идеология документы каролинги аннотация социализм Восточная Европа Латинская Америка советская историография Александр I античность археология Прибалтика геральдика Декабристы социология Реформация имагология агиография Российская империя социальная история Возрождение национализм колониализм Витгенштейн Куликовская битва гражданская война Французский ежегодник христианство микроистория антропология историческое знание политическая история исторический источник историческое познание историография франковедение Средневековая Русь средневековый город Тихоокеанская война международные отношения историописание Великобритания XX век

Blair, A. The theater of nature: Jean Bodin and Renaissance science. Princeton University Press. Princeton-New Jersey, 1997. 382 P.

    Не стоит много говорить о том, что творчество французского мыслителя XVI века Жана Бодена имеет огромную историографию. Это известно любому специалисту, занимающемуся историей Франции. Больше всего  и раньше всего исследователи обращались к трактату Бодена “Шесть книг о государстве” , где изложены целостные, завершенные теории суверенитета и абсолютной монархии. “Семичастный разговор”   (на основе анализа его содержания делались выводы о природной религии Бодена, о его принадлежности к иудаизму и даже о его атеизме) последние двадцать лет стал предметом острой дискуссии, в которой представители историко-филологического направления на основе текстологических исследований оспаривают авторство Бодена . К “Демономании колдунов”  взоры историков обращаются крайне редко, видимо, авторитетное и резко негативное мнение О.Бодрияра, высказанное еще в середине XIX века , до сих пор довлеет над сознанием исследователей. Тем приятнее видеть в этом номере альманаха статью Н.В.Корякиной о религиозных взглядах Бодена в контексте “Демономании”. Первенец творчества Бодена трактат “Метод легкого познания истории” , рассматривается либо как ступень в развитии теории познания, либо дробится и тематически соотносится с политическими теориями мыслителя.
    В 90-ые годы XX века предметом все возрастающего внимания исследователей становятся натурфилософские взгляды Бодена, об этом свидетельствуют хотя бы материалы ежегодных конференций в Анжерском университете, посвященные специально жизни и творчеству Бодена . В 1994 году в Принсетонском университете Энн Блейр защитила кандидатскую диссертацию по философии “Театр природы” и его культурный контекст”. В 1997 году на основе этой диссертации была издана монография “Театр природы”: Жан Боден и ренессансная наука”  – сочинение, бесспорно, заслуживающее особого внимания, так как это первое серьезное исследование “Театра природы”  историком науки. Почему на протяжении нескольких столетий подобных работ не появлялось? Думается, причин этому несколько. Прежде всего, в исследовательской среде существует устойчивое мнение, что этот трактат Бодена адресован не специалистам, а широкой читательской аудитории: от студентов и других “studious persons” до просто любознательных людей, читателей-”curious”. В “Театре” изложены более чем ординарные представления о природе, о мироздании, “обыкновенная” натурфилософия, не содержащая гениальных теорий или авангардных подходов в специальных областях естествознания. Чаще всего “Театр” оценивали как среднего уровня компиляцию и обвиняли Бодена в вульгаризации знаний. Но почему только Э. Блейр поставила очень простой вопрос, представляющийся очевидным даже при самом поверхностном знакомстве с первым изданием “Театра природы” (1596 г.): могла ли книга, изданная в большом формате, с многочисленными иллюстрациями, имеющая очень хороший переплет, а следовательно, дорогая, к тому же написанная на латинском языке, могла ли быть такая книга доступна студенческой и профанной публике? Заметим, что свои произведения, адресованные широкой читательской аудитории (например, “Шесть книг о государстве” или “Ответы на парадоксы господина Малеструа” ) Боден писал на французском языке. “Театр природы” был переведен на французский язык  уже в 1597 г.   доктором Франсуа де Фогеролем  и напечатан, также как и первое издание, в Лионе. Можно предположить, что первое латинское издание “Театра”, несмотря на высокую стоимость книги, было востребовано и нашло своего читателя.
    Популярность этого трактата могла определять его очень простая структура: деление на пять книг, в рамках каждой из которых, любой, даже малозначимой проблеме, посвящается определенный, как правило небольшой, раздел. В “Театре”, как и в педагогическом трактате Бодена “Парадоксон” , используется диалоговая (по принципу вопрос – ответ) форма изложения. При этом тема исчерпывается ответами не более, чем на три вопроса. Этот широко применяемый в дидактике прием позволил Бодену, не владеющему высоким литературным стилем и не отличающемуся последовательностью повествования, ясно и доступно донести до читателя содержание своего труда. Кроме того, анализ избранных Боденом для обсуждения тем позволяет оценить “Театр” как книгу, относящуюся к естественным энциклопедиям, через которую возможно проследить различные пути позднеренессансной науки. Э.Блейр предпринимает такую попытку посредством изучения текста трактата как такового, его структуры и композиции, используемых автором мотиваций и метаморфоз, его аргументации и выводов. “Театр” Бодена представляет собой отличную точку отсчета для оценки традиционной натурфилософии на ее пике – в Позднем Возрождении.
    Блейр выделяет три основных направления своего исследования: “книжные методы” и практическая “физика”; религиозная мотивация Бодена в изучении природы и проблема упорядочивания  (читай – приведение в соответствие с теологическими взглядами мыслителя) обширного и все увеличивающегося запаса знаний и, наконец, рецепция “Театра природы” (Блейр приводит таблицу всех сохранившихся копий, анализирует цитирование этого трактата, пометы читателей трех латинских изданий – 1596, 1597, 1605 годов, французский перевод Фогероля и  популярное издание “Театра” на немецком языке Дамиана Зифферта ). Изучение Э.Блейр рецепции “Театра” убеждает в возможности определить детерминированность  природы диалога между писателем и читателем и выделить ее культурные, научные и политические составляющие. Уже первые строки “Театра” (посвящение Генриху IV), вероятно, дают нам возможность определить круг заинтересованных читателей этого сочинения. Через изучение всех естественнофилософских построений Бодена и через анализ рецепции “Театра” в XVII в. Э. Блейр проверяет эту вероятность и приходит к выводу, что сочинение Бодена в конце XVI в. и на протяжении всей Тридцатилетней войны было особенно популярно в странах реформированной религии (особенно, в Германии).
    Э.Блейр называет “Театр”, ею же самой определенный как натурфилософский трактат, глубоко религиозным сочинением, замышлявшимся автором, по ее мнению, как орудие убеждения нечестивых ради возвеличивания могущества, добра и справедливости Бога. Действительно, если исходить из единственной и превыше всего оцениваемой Боденом цели всего его творчества, сформулированной еще а “Методе” – научиться “...усматривать Божественную благодать и величие в делах человеческих, далее – в ясных началах природы, после этого – в стройности небесных тел, затем – в замечательном устройстве всего мира: в движении, в гармонии, в форме; и так постепенно, шаг за шагом, приближаться к той благодати, которая существует для нас лишь в единении с Богом...” , тогда все написанное Боденом можно классифицировать, как глубоко религиозное. Но ни одно из сочинений Бодена я бы не классифицировала как теологический трактат. Боден в 1566 г. заявил свою исследовательскую программу и следовал ей в творчестве на протяжении всей своей жизни – это изучение четырех видов истории, в которых и реализован замысел Творца . Благодать, о которой говорит Боден, есть единение с Богом. Заметим, что факт веры никогда не приводился Боденом как аргумент, он не сторонник религиозной экзальтации , хотя не может быть понят и как явный прогматик. Скорее всего, Боден – приверженец деятельных форм благочестия и, возможно, действительно достаточно деятельное благочестие определяет мотивацию сущности замысла “Театра”. Естественную философию Бодена, которую вполне можно назвать и естественной историей, и естественной теологией оценивали и как дуалистичную (признание Божественного и природного начала), и как монотеистичную (природа есть проявление Божественного). Блейр считает, что “Театр”, последняя работа Бодена, сводит воедино многие темы его ранних сочинений в общепримиряющей попытке осуществить новый синтез между верой и разумом. Может быть этот путь был более правильным и более благочестивым, чем   выбор альтернатив, который так характерен для интеллектуальной истории  позднего Возрождения. В “Театре” изложена эклектичная и в высшей степени антиаристотелевская натурфилософия, используемая Боденом как наступательное оружие в сражении с грехом неблагочестия. Э.Блейр показала, что если в “Шесьти книгах” основой государства утверждается его надконфессиональная сущность, то в “Театре” обозначена возможность всеобщего межконфессионального соглашения, т.к. принципы благочестия признаются всеми мировыми религиями. Боденовская стратегия основана на открытии божественных истин через “необходимые причины”, на доказательстве не просто присутствия Божественного провидения в мириадах частей природы, а на оценке Божественного провидения как их первопричины. с другой стороны, Боден ограничивает рациональные человеческие доводы перед лицом Божественной свободной воли (Божественного произвола). В “Театре”, также как и в разделах “Метода”, касающихся естественной истории, очевиден рационалистический деизм Бодена. Он умело сочетает аргументацию естественной философии и теологии, приводит рациональные доказательства существования и природы Бога, при этом вынося за пределы человеческого познания “божественные тайны”.
    Боден достаточно проницателен, чтобы не представлять свою работу как революционную. “Театр” дополняет и систематизирует накопленные естестваеннонаучные знания, дополняет естественную философию новым причинным рядом, дает ей новые толкования и исправляет, на его взгляд, ложные. “Театр” отличается последовательностью доказательств против трех “нечестивых теорий” античных авторов: вечности мира, неизбежности действия законов природы, смертности души. В “Театре” Боден останавливается на наиболее фундаментальных проблемах философии XVI в.: примирение философии и религии, власть разума в понимании мира и ее границы, воплощение через законы Божественного откровения, проблема свободы воли человека и Бога. В “Театре” свое воплощение в целостной теории находят идеи “Метода”. Мир был сотворен бессмертным Богом, следовательно, имел начало и будет иметь конец, который наступит тогда, когда того захочет Бог. Таким образом, главная причина конца мира – Божественный произвол.
    Интересна и пятая глава сочинения Э.Блейр о театральных метаморфозах (“Театр природы”, театр как книга, “Театр” театров). Она представляет нам историю и смысловое наполнения термина “театр”, замечая, что в XVI в. более употребимым было сочетание theatrum mundi. У Бодена “театр” с одной стороны – место действия универсального Божественного порядка, а с другой – зрелище, в котором человеку отводится роль зрителя, а не участника представления. “Театр природы” отражает власть Божественного провидения в существовании всего живого и неживого, в делах человека и истории общества.
    В заключение отметим, что исследование Э.Блейр определяет континуитет или дисконтинуитет между “традиционной естественной философией” Бодена и революционной философией Ф.Бекона как всего лишь замену старой системы знаний на новый исследовательский метод. Рассмотрение Энн Блейр “Театра” в его культурном контексте не только намечает новые подходы к решению старых вопросов в истории науки о живучести традиционного и утверждении качественно нового, но также показывает, как вопреки особенностям стиля, работа Бодена стала типичной в ряду сочинений по естественной философии, естественной истории, естественной теологии, и отразила основные черты и характерные особенности энциклопедизма позднего Возрождения. Обращение к исследованию “Театра” предоставляет ученому богатые возможности определить контекст научной революции XVII в., возможность которой была обеспечена не только талантами гениев, но и общей интеллектуальной средой конца XVI – начала XVII вв., интересами и уровнем образованности неспециалистов-писателей (писателей-популяризаторов) и читателей, в конечном итоге сформировавших эту среду.

Опубликовано: Бобкова М.С. Приглашение в “Театр”: пьеса Энн Блейр // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 7. С. 376—380.

Автор:  М.С. Бобкова
Тип:  Рецензия

Возврат к списку